Популизм в Библи

События последних лет показывают нам, что в окружающем нас обществе стремительно меняется политическая культура. Вместо классических «профессиональных»  политиков во многих странах к власти приходят дилетанты, не обладающие ни управленческими навыками, ни опытом, ни знаниями. Весь феномен их успеха заключается в информационной силе телевидения и социальных сетей, которые формируют красивую картинку и помогают совершенно случайным людям заручиться поддержкой избирателей и приобрести огромную популярность в обществе.

Социологам еще предстоит детально изучить эту специфическую форму «восстания масс» (Х. Ортега-и-Гассет). Однако всем очевидно, что телевидение и интернет в руках информационных манипуляторов способны изменять умы миллионов людей. Этот феномен берет свое начало с 1960 г., когда президентом США был избран Дж. Кеннеди – удивительно обаятельный и «медийный» человек, но абсолютно «никакой» политик. В наши дни возникшая тогда тенденция, похоже, достигла своего апогея.

Апелляция к «простому народу», игра на его страхах и недовольстве жизнью, противопоставление правящей элиты и «всех остальных», простые «ответы» на сложные вопросы, откровенная ложь и демагогия – хорошо знакомые всем нам инструменты политиков-популистов.

В контексте вышесказанного аналитики и ученые вот уже несколько десятков лет говорят о популизме, как о специфической политической технологии, поднимающей на поверхность ничем не выдающихся, а порой и откровенно нечестивых людей. Популизм характеризуют нехитрые приемы, которые вместе с тем имеют весьма далекоидущие последствия. Апелляция к «простому народу», игра на его страхах и недовольстве жизнью, противопоставление правящей элиты и «всех остальных», простые «ответы» на сложные вопросы, откровенная ложь и демагогия – хорошо знакомые всем нам инструменты политиков-популистов.

Однако мы – в первую очередь не ученые, не избиратели и не граждане. Мы – прежде всего христиане. Поэтому в этом очерке я хотел бы поразмышлять над тем, что о популизме говорит Библия. Ведь в Библии есть примеры популизма и даются вполне однозначные ответы на вопрос о том, как его оценивать. Размышляя о популизме и его последствиях, мы можем вспомнить как минимум четырех библейских персонажей и, что характерно, все они – отрицательные. Давайте проанализируем подробно деятельность библейских популистов!

Первым библейским популистом смело можно назвать Корея. Вот как описана его деятельность:

«Корей, сын Ицгара, сын Каафов, сын Левиин, и Дафан и Авирон, сыны Елиава, и Авнан, сын Фалефа, сыны Рувимовы, восстали на Моисея, и с ними из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые. И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня» (Числ. 16:1-3)

Претензия Корея к Моисею – классический пример популизма. Проследим логику его действий. Сначала Корей обвиняет Моисея и Аарона в том, что они ставят себя выше других, тем самым как бы противопоставляя их «простому народу». Затем вбрасывает лозунг о «всеобщем равенстве», рассчитанный на то, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше «электората» и победить Моисея путем «голосования на выборах».

В этой истории особо примечательно, что сам Корей был левитом, а его сообщники также не были простыми людьми. Писание подчеркивает, что это были «именитые» (т.е. знатные) люди, «начальники общества». В своей книге «Институциональное пленение Церкви» я предположил, что Корей, Дафан и Авирон принадлежали к числу «менеджеров среднего звена» (тысячников, сотников и десятников), которых Моисей назначил управлять народом по совету своего тестя Иофора (Исх. 18:13-24). Но даже если это и не так, трудно назвать Корея и его сообщников «простым народом».

Другими словами, Корей, Дафан и Авирон сами ставили себя выше простого народа. Они очень гордились своей управленческой карьерой, тем, что являются начальниками и хотели подняться по карьерной лестнице еще выше. Но для этого надо было сместить Моисея и Аарона. Тогда Корей, как левит, мог бы претендовать на место Аарона (первосвященника), а его сообщники – на место Моисея.

Поскольку открыто объявить о своем желании совершить переворот и захватить власть заговорщики не могли, они прикрылись лозунгами о борьбе за равенство и права простого народа. Себя Корей и его сообщники объявили бесстрашными революционерами, которые выступают за демократию, против диктатора и узурпатора Моисея. И которые, естественно, должны занять руководящие должности в первом постреволюционном правительстве, которое придет к власти после свержения диктатора.

Популистские заявления «все общество, все святы», безусловно, звучали красиво и нравились простым израильтянам. Более того, формально эти заявления подтверждались словами Самого Господа: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Исх. 19:6). Однако для Корея и его сообщников эти слова были пустыми и ничего не значили. Во-первых, потому что заговорщики на самом деле не верили в свои же слова о всеобщем равенстве и святости, а считали себя выше и святее других. А во-вторых потому, что, как показала практика, именно эти заговорщики и оказались несвятыми в глазах Господа.

«Простой народ» не получил реальной власти, вся власть оказалась в руках узкой прослойки коммунистов-заговорщиков

По сути, поведение Корея и его сообщников очень напоминает поведение большевиков во время коммунистического переворота 1917 г. Большевики вначале противопоставили власть и «простой народ» друг другу, а затем объявили себя выразителями воли простого народа. Для того чтобы привлечь на свою сторону как можно больше людей, большевики запустили популистские лозунги, вроде «власть – народу», «мир – народам», «фабрики – рабочим», «землю – крестьянам» и т.п.

Что было дальше, знает каждый, кто хорошо знаком с историей. Заручившись поддержкой обманутых масс, большевики захватили власть и не выполнили ни одно из своих обещаний. «Простой народ» не получил реальной власти, вся власть оказалась в руках узкой прослойки коммунистов-заговорщиков. Народы не получили мира, вместо этого большевики объявили о революционной войне во имя установления власти «советов» на территории других стран. Фабрики не передали рабочим, их национализировали, т.е. просто отобрали у собственников и передали в распоряжение государственных чиновников. Землю не отдали крестьянам, а согнали их в колхозы.

Пример большевиков показывает, что произошло бы в израильском народе, если бы «революционерам» Корею, Дафану и Авирону удалось бы свергнуть Моисея. Под популистскими лозунгами «все общество, все святы» и под аплодисменты толпы они захватили бы власть и установили бы собственную диктатуру. Более того, объявили бы ее «диктатурой пролетариата» и «народной властью». А всякого несогласного объявили бы «врагом народа», как это делал Сталин.

Как Моисей реагирует на претензии заговорщиков? Начинает ли он заламывать руки или бить себя кулаком в грудь, уверенный в непоколебимости собственной власти? Призывает ли «спецназ» разогнать «антиправительственный митинг»? Предлагает ли провести выборы, дабы подтвердить собственную легитимность большинством голосов? Нет, нет и нет. В Библии мы видим нечто совсем другое:

«Моисей, услышав это, пал на лице свое и сказал Корею и всем сообщникам его, говоря: завтра покажет Господь, кто Его, и кто свят, чтобы приблизить его к Себе; и кого Он изберет, того и приблизит к Себе; вот что сделайте: Корей и все сообщники его возьмите себе кадильницы и завтра положите в них огня и всыпьте в них курения пред Господом; и кого изберет Господь, тот и будет свят. Полно вам, сыны Левиины! И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них? Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства» (Числ. 16:4-10)

Реакция Моисея троякая. С одной стороны, он искренне сожалеет о произошедшем. В отличие от своих оппонентов, его прежде всего интересует не личная власть, а единство Божьего народа, поэтому разделение – это боль для него. С другой стороны, Моисей дает понять заговорщикам, что прекрасно понимает их истинные мотивы и призывает не пиариться на популистских лозунгах о всеобщем равенстве, прикрывая ими борьбу за личную власть. Наконец, с третьей стороны, Моисей оставляет решение вопроса на суд Бога. Хотя Моисей полностью уверен в своей правоте, он не берется самостоятельно вершить суд над Кореем и его сообщниками. Он хочет не только оставить всю славу Богу, но и продемонстрировать народу, на чьей стороне Господь.

Итог известен: Корей, Дафан и Авирон живыми провалились под землю, а их сообщники были убиты огнем с неба (Числ. 16:24-35). Писание делает акцент на том, что «все Израильтяне, которые были вокруг них, побежали при их вопле, дабы, говорили они, и нас не поглотила земля» (Числ. 16:34). На мой взгляд, в опасениях простых израильтян есть намек на то, что эти люди также чувствовали себя виноватыми пред Богом и Моисеем. Они слышали популистские заявления Корея и его сообщников и, вероятно, уже были готовы им поверить. Теперь же этим людям было стыдно за то, что они едва не «повелись» на демагогию Корея и опасались, что их постигнет его судьба.

Господь понимал опасность популизма для простых людей, далеких от политических интриг и неспособных «читать между строк» заявления демагогов вроде Корея. Именно поэтому Он и дал Израилю простой, но чрезвычайно важный закон: «Не следуй за большинством на зло, и не решай тяжбы, отступая по большинству от правды» (Исх. 23:2). Господь акцентирует внимание Своего народа на том, что истина мнением большинства не определяется. Поэтому поддержка большинства и популярность в народе – не критерий богоугодности правителя и правильности его политического курса.

Политик-популист – это тот, кто ориентируется на ожидания народа и стремится им соответствовать. Однако ожидания народа и его пожелания не всегда соответствуют воле Божьей и даже сугубо прагматичным интересам самих людей. Все эти присказки о том, что «голосом народа говорит Бог» – не более, чем изощренная лесть народа самому себе. На самом же деле «простой народ», как правило, склонен ошибаться и избирать своим правителем совсем не того, кто ему объективно нужен.

Однажды Господь решил «пойти на поводу» у желаний Своего народа и дал ему царя-популиста, соответствовавшего ожиданиям людей. Этого популиста звали Саул. Он обладал физической силой, красотой, высоким ростом, был блестящим воином и происходил из знатного рода. Словом, был таким, каким и представляет себе царя большинство людей. Неудивительно, что народ единогласно одобрил избрание Саула царем:  «И сказал Самуил всему народу: видите ли, кого избрал Господь? подобного ему нет во всем народе. Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живет царь!» (1 Цар. 10:24).

Господь не хотел давать Израилю царя, но решил на примере Саула продемонстрировать народу, насколько ошибочно полагаться на собственные ожидания вместо Божьей воли. Израиль собрали на «всенародный референдум», где и был объявлен «вотум доверия» Саулу:

«И созвал Самуил народ к Господу в Массифу и сказал сынам Израилевым: так говорит Господь Бог Израилев: Я вывел Израиля из Египта и избавил вас от руки Египтян и от руки всех царств, угнетавших вас. А вы теперь отвергли Бога вашего, Который спасает вас от всех бедствий ваших и скорбей ваших, и сказали Ему: “царя поставь над нами”. Итак предстаньте теперь пред Господом по коленам вашим и по племенам вашим. И велел Самуил подходить всем коленам Израилевым, и указано колено Вениаминово. И велел подходить колену Вениаминову по племенам его, и указано племя Матриево; и приводят племя Матриево по мужам, и назван Саул, сын Кисов» (1 Цар. 10:17-21)

Уже в самом начале своего правления Саул оказался в плену «общественного мнения» и «народных ожиданий». «Голосование», приведшее его к власти, заставляло его в своем правлении больше угождать народу, а не Богу. Яркий пример – Саул нарушил Божье повеление истребить Амалика и пощадил лучшее из добычи, потому что народ не хотел это истреблять (1 Цар. 15:9). Да и ненависть к Давиду вспыхнула у Саула из-за высокой популярности Давида в народе, в которой Саул усматривал угрозу для собственной популярности и правления (1 Цар. 18:8-9). Как же переизбираться на следующих «выборах», если появился конкурент с таким высоким рейтингом?!

Итог правления Саула – ужасное поражение Израиля в войне с филистимлянами и масштабный политический кризис. Страна погрузилась в «руину», а сам Саул совершил самоубийство. Вот таков конец царя, соответствующего «народным чаяниям». Всенародный «съезд», на котором Саул был объявлен царем, нужен был для того, чтобы народ принял на себя всю полноту ответственности за поступки Саула. Получается, что народ проголосовал за свое поражение.

Для сравнения: при помазании Давида Господь не «советовался» с народом, а поставил народ перед фактом. Помазание Давида вообще никто не видел, и даже Самуил усомнился, справится ли этот молодой паренек с такой ответственностью. На что Господь сказал ему: «Я смотрю не так, как смотрит человек; ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Цар. 16:7). Разница между помазанием Саула и Давида четко видна в словах апостола Павла:

«Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои» (Деян. 13:21-22)

Саула Бог «дал» израильтянам, как соответствовавшего их ожиданиям и «утвердил» на съезде, а Давида – «поставил», не обращая внимания на мнение народа. Итог красноречив: популист Саул, идеальный царь с человеческой точки зрения, привел Израиль к краху. А «выскочка» и «пацаненок» Давид, который целых семь лет не мог как царь войти в Иерусалим (2 Цар. 5:5), но угодный Богу, – привел Израиль к расцвету.

Говоря о популисте Сауле и Божьем муже Давиде, мы плавно подошли к рассказу об еще одном библейском популисте, с которым пришлось столкнуться Давиду, – его собственном сыне Авессаломе. Вот как описан его популизм:

«И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян» (2 Цар. 15:1-6)

Поведение Авессалома – это классическое поведение политика-популиста во время избирательной кампании. Давать «электорату» любые обещания, независимо от того, сможешь ли их потом выполнить и проявлять демонстративную «простоту» и «близость к народу» – это именно то, чем занимаются все без исключения популисты.

Авессалом только делал вид, что будет «судить по правде». На самом деле он готов был сказать любому человеку, что тот прав, лишь бы перетащить этого человека на свою сторону. Вместо объективных критериев правды и справедливости Авессалом оценивал людей в зависимости от того, поддерживают они его воцарение или нет. Его «правосудие» сводилось к излюбленной формуле любого политика-популиста: «Друзьям – все, врагам – закон». Неудивительно, что такая позиция Авессалома нашла массовый отклик в сердцах израильтян, в особенности тех, кто был недоволен справедливым судом Давида.

Библия говорит нам, что популярность Авессалома в народе на момент его восстания против отца была огромной. У него была налажена «агентурная работа» во всех израильских коленах, и были «спящие ячейки» сторонников, которые по первому сигналу должны были объявить его царем (2 Цар. 15:10). Как и в случае с Кореем, группа заговорщиков во главе с популистом была малочисленной, но в случае с Авессаломом популистам удалось обмануть простых людей и склонить их на свою сторону:

«И составился сильный заговор, и народ стекался и умножался около Авессалома. И пришел вестник к Давиду и сказал: сердце Израильтян уклонилось на сторону Авессалома. И сказал Давид всем слугам своим, которые были при нем в Иерусалиме: встаньте, убежим, ибо не будет нам спасения от Авессалома; спешите, чтобы нам уйти, чтоб он не застиг и не захватил нас, и не навел на нас беды и не истребил города мечом» (2 Цар. 15:12-14)

Популист – это всегда лжец. Он всегда предлагает народным массам иллюзии, выдавая желаемое за действительность. К сожалению, большинство людей не склонно реально оценивать происходящее, и охотно принимает популистскую пропаганду за реальную оценку событий. Именно поэтому в свое время британский народ так приветствовал популиста Чемберлена, подписавшего мирный договор с Гитлером, и презирал Черчилля, который предлагал «тяжелый труд, кровь, пот и слезы».

Писание приоткрывает нам секрет столь резко возросшей популярности Авессалома в народе: «С Авессаломом пошли из Иерусалима двести человек, которые были приглашены им, и пошли по простоте своей, не зная, в чем дело» (1 Цар. 15:11). К сожалению, эти двести человек олицетворяют весь израильский народ, «электорат», который Авессалом с помощью популистской риторики превратил в биомассу и вслепую использовал в собственных интересах – для захвата власти.

«Электорат» не склонен давать самостоятельную оценку происходящему. Он скорее примет ту точку зрения, которую ему навяжут популисты. Особенно эффективно популистская риторика работает в «спайке» с подачками, которые популист бросает своему «электорату» перед выборами, воздействуя на его физиологические потребности в еде, одежде, крыше над головой и т.п. Именно такой прием в Ефесе использовал еще один библейский популист – серебряник Димитрий:

«Некто серебряник, именем Димитрий, делавший серебряные храмы Артемиды и доставлявший художникам немалую прибыль, собрав их и других подобных ремесленников, сказал: друзья! вы знаете, что от этого ремесла зависит благосостояние наше; между тем вы видите и слышите, что не только в Ефесе, но почти во всей Асии этот Павел своими убеждениями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше придет в презрение, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнется величие той, которую почитает вся Асия и вселенная. Выслушав это, они исполнились ярости и стали кричать, говоря: велика Артемида Ефесская! И весь город наполнился смятением» (Деян. 19:25-29).

В этом библейском эпизоде мы видим еще один образчик популизма – с воздействием на потребность людей в материальных благах. Используя страх людей потерять источник дохода и, как следствие, умереть с голоду, Димитрий «наполняет смятением» весь город и настраивает множество людей против апостола Павла и его проповеди.

Нам всем хорошо знакомо, когда перед выборами определенные кандидаты раздают своим избирателям подачки в виде продуктовых наборов, единоразовых денежных выплат и других форм «гречкосейства». И хотя все понимают, что данная политическая технология – не просто популизм, но и откровенный подкуп избирателя, все же находится немало людей, которые охотно берут подачку. И не просто берут, но еще и защищают бросившего им подачку популиста, мотивируя это тем, что он «хоть что-то сделал». Причем защищают яростно, так же как ефесские серебряники Артемиду.

Размышляя над той опасностью, которую несет в себе популизм и особенно популизм в форме подкупа избирателей, я начал понимать, почему в былые времена наши предки активно применяли ограничения на избирательные права. Это было очень эффективное средство для того, чтобы не допустить к власти популистов. Ведь за популистов голосуют прежде всего маргинальные слои общества, не способные на самостоятельную оценку происходящего и готовые продать свой голос.

Чтобы исключить из «электората» таких маргиналов было установлено, что голосовать могут только те, кого нельзя подкупить. Люди, которые зарабатывают, а не получают подачки. Такие люди приведут к власти ответственных политиков, а не популистов. Популисты всегда подкупают социально слабые слои населения, раздавая ему «гречку», повышая на полпроцента зарплату и пенсию, обещая то, чего не может быть… Ответственные правители так поступать по определению не могут. Потому, что они считают унизительным обманывать народ и покупать его любовь за подачки. Причем унизительным не только для народа, но и для самих себя.

Вспомним Моисея, пророка Михея времен царя Ахава, пророка Иеремию, апостола Павла. Они, в отличие от Корея, Саула, Авессалома и Димитрия, характеризуются Библией как положительные персонажи. И это при том, что в отличие от названных нами популистов они часто говорили народу нелицеприятные вещи и сталкивались с активным противодействием их служению.

Если быть точным, то первым популистом в Библии был змей

Несмотря на постоянное давление «общественного мнения», ни один названных мужей Божьих не поддался искушению стать популистом. Никто из них не рассказывал «мечты сердца своего» (Иер. 23:16), никто не опустился до того, чтобы «ласкательством и красноречием обольщать сердца простодушных» (Рим. 16:18). Все они жили по принципу: «Я изреку то, что скажет мне Господь» (3 Цар. 22:14). А апостол Павел еще и предостерегал от популистов и призывал не быть в числе их последователей:

«Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою […] Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (Деян. 20:29-30; 2 Тим. 4:3-4)

Если быть точным, то первым популистом в Библии был змей. Именно он подошел к Еве, предложил ей перспективу богоподобия, завладел доверием, обманул и ввел в грех. Все популисты действуют по той же схеме. Сначала они заманивают людей большими обещаниями и сказочными перспективами, а затем, завладев доверием, захватывают власть. Придя к власти, они сразу же забывают о своих обещаниях, удовлетворяют собственные интересы, а народ оставляют один-на-один с его проблемами. И как бы это жестоко не звучало, но это вполне закономерно и заслужено для народа, поверившего популистам.

Следует помнить, что форма правления, которую Господь приемлет в Своем народе, – это не демократия с ее принципом «новгородского вече» («майдана») или «демократического централизма» (подчинение меньшинства большинству). Одновременно с этим Господь не приемлет также автократию, когда власть сосредоточена в руках одного человека объявившего себя «помазанником Божьим». Божья форма правления для Его народа – это теократия: «Ибо сей Бог есть Бог наш на веки и веки: Он будет вождем нашим до самой смерти» (Пс. 47:15).

Да помог бы нам Бог, чтобы мы, как христиане, стремились к теократии и избегали популизма – как в нашей церковной, так и в общественной жизни!

27.07.2019

Максим Нестеренко

Автор та ведучий рубрики
“Драгоценное из ничтожного”,
м. Харків

Залишити відповідь

Ще на сайті

По некоторым данным во всём мире к Интернету подключены более 4 миллиардов человек. Изобретение этого мощного средства уже принесло много пользы для человечества. Но, несмотря на все его положительные стороны, стоит отметить, что кроме необходимого, нужного и полезного знания, в Интернете вы найдёте совсем ненужные, скверные и нечистые вещи.

Категорії

Наші соціальні мережі

Теми