Хитрость Ииуя

Есть множество персонажей, которые вызывают у каждого читателя Библии мгновенные и устойчивые ассоциации. Достаточно всего лишь назвать имя Моисея, апостола Павла или Иуды Искариота – и в нашем сознании тут же возникают Десять заповедей, миссионерские путешествия или тридцать серебряников. Однако если назвать имя Ииуя, то далеко не каждый, даже внимательный читатель Библии с ходу определит, кем был Ииуй и уж тем более чем он известен.

В этом нет ничего удивительного, поскольку имя Ииуя нечасто услышишь в проповеди, разборе главы или в других служениях, которые обычно дают нам импульс для самостоятельного чтения Слова Божьего. Однако меня история этого библейского персонажа поразила еще в детстве, когда я впервые начал читать настоящую Библию вместо детской. Впечатлил меня один конкретный и знаковый эпизод в биографии этого человека. Но для полноты картины и последовательности нашего исследования не будем переходить сразу к этому эпизоду, а выясним, кем же был Ииуй.

Первое в Библии упоминание об «Ииуе, сыне Иосафата, сына Намессиева» мы встречаем в 9-й главе 4-й книги Царств. В ней мы читаем историю о том, как Елисей призвал отрока, одного из своих слуг и приказал ему пойти в Рамоф Галаадский и помазать Ииуя царем над северным, десятиколенным, израильским царством.

Из (4 Цар. 9:5) мы узнаём о том, что Ииуй был крупным военачальником в израильской армии. Его статус на современном языке вполне можно определить на уровне генерала или маршала. Из короткого описания того, как слуга Елисея помазал Ииуя на царство (4 Цар. 9:5-10) можно сделать несколько выводов.

Во-первых, Ииуй был профессиональным военным. Военных людей всегда характеризуют решительность, жесткость, прямота, акцент на физической силе как средстве решения проблем. Именно он, а не кто-либо другой из военачальников откликнулся на вопрос слуги Елисея (4 Цар. 9:5). Судя по всему, Ииуй обладал личной харизмой и пользовался авторитетом среди солдат. Ему достаточно было сообщить о том, что его помазали на царство, и армия тут же поддержала его (4 Цар. 9:12-13).

Во-вторых, ничего не говорится об отношении Ииуя к Господу. Для сравнения: когда Бог избирал Давида, ключевым фактором была именно глубокая преданность молодого пастуха Господу (1 Цар. 16:7). Более того, Библия делает акцент на том, что в среде, в которой вращался и формировался Ииуй, к Божьим пророкам относились как к «неистовым», как к людям не от мира сего (4 Цар. 9:11). В этом плане Ииуй похож на Саула, который обладал внешними (видимыми) признаками царя, но не отличался особой преданностью Богу (1 Цар. 10:24).

Почему же Господь избрал именно такого человека быть царем? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно понять: (1) время, когда Ииуй был помазан на царство; (2) цель, с которой Бог поставил Ииуя царем именно тогда, когда Елисей приказал совершить это помазание.

Итак, Ииуй был помазан на царство через четырнадцать лет после смерти Ахава. В течении этих четырнадцати лет два года царем был сын Ахава Охозия (3 Цар. 22:51), а остальные двенадцать лет его брат Иорам, причем на обоих, безусловно, влияла их мать – известная своим нечестием Иезавель (4 Цар. 3:1-3). Целью воцарения Ииуя, по словам Божьего пророка, было физически истребить весь дом Ахава. Другими словами, Ииуй был избран Господом, чтобы стать орудием в Божьей руке и совершить суд над потомством Ахава (4 Цар. 9:7-8).

Очевидно, что для этой миссии Господу нужен был именно такой человек как Ииуй – жесткий, решительный и беспощадный. Плюс обладающий влиянием на силовые структуры государства, дабы когда он отдаст приказ, непосредственные исполнители – рядовые солдаты – непременно его исполнили. Библия говорит нам о том, что Ииуй в точности выполнил повеление Божьего пророка. Он поднял восстание против тогдашнего царя (4 Цар. 9:14), лично убил Иорама (4 Цар. 9:24) и приказал убить Иезавель (4 Цар. 9:30-35). После этого по приказу Ииуя были убиты семьдесят сыновей Ахава и все, кто имел отношение к его дому (4 Цар. 10:1-17).

Читая эти строки, можно подумать, что Ииуй провел обычные политические репрессии. Это вполне характерно для смены власти, когда происходят чистки в отношении людей, имеющих отношение к предыдущему правителю. Однако Библия говорит нам о том, что репрессии Ииуя имели не политическую, а духовную мотивацию. В частности, убийство тогдашнего царя Иорама было обусловлено тем, что по приказу его отца Ахава в свое время был убит Навуфей, отказавшийся продать свой виноградник царю. Именно после этого греха Ахава пророк Илия и спрогнозировал такое наказание для Ахава (4 Цар. 9:25-26; 3 Цар. 21:1-19). В свою очередь, приказ на убийство Иезавели был дан во исполнение еще одного пророчества Илии также в порядке Божьего суда над этой нечестивой женщиной (4 Цар. 9:36).

Именно здесь Писание приоткрывает нам духовный аспект деятельности Ииуя и позволяет взглянуть на его отношения с Господом. Чтобы глубже их изучить, позволю себе полностью привести тот самый фрагмент из биографии Ииуя, который так глубоко поразил меня в детстве:

«И собрал Ииуй весь народ и сказал им: Ахав мало служил Ваалу; Ииуй будет служить ему более. Итак созовите ко мне всех пророков Ваала, всех служителей его и всех священников его, чтобы никто не был в отсутствии, потому что у меня будет великая жертва Ваалу. А всякий, кто не явится, не останется жив. Ииуй делал это с хитрым намерением, чтобы истребить служителей Ваала. И сказал Ииуй: назначьте праздничное собрание ради Ваала. И провозгласили собрание. И послал Ииуй по всему Израилю, и пришли все служители Ваала; не оставалось ни одного человека, кто бы не пришел; и вошли в дом Ваалов, и наполнился дом Ваалов от края до края. И сказал он хранителю одежд: принеси одежду для всех служителей Ваала. И он принес им одежду. И вошел Ииуй с Ионадавом, сыном Рихавовым, в дом Ваалов, и сказал служителям Ваала: разведайте и разглядите, не находится ли у вас кто-нибудь из служителей Господних, так как здесь должны находиться только одни служители Ваала. И приступили они к совершению жертв и всесожжений. А Ииуй поставил вне дома восемьдесят человек и сказал: душа того, у которого спасется кто-либо из людей, которых я отдаю вам в руки, будет вместо души спасшегося. Когда кончено было всесожжение, сказал Ииуй скороходам и начальникам: пойдите, бейте их, чтобы ни один не ушел. И поразили их острием меча и бросили их скороходы и начальники, и пошли в город, где было капище Ваалово. И вынесли статуи из капища Ваалова и сожгли их. И разбили статую Ваала, и разрушили капище Ваалово; и сделали из него место нечистот, до сего дня. И истребил Ииуй Ваала с земли Израильской» (4 Цар. 10:18-28).

Когда я читал этот отрывок в детстве, мое сердце наполнялось едва ли не восхищением в отношении Ииуя. Мне хотелось назвать его гением и блестящим военным стратегом. Действительно, трудно было придумать более эффективный способ истребить культ Ваала, чем под угрозой смерти заманить всех служителей Ваала в ловушку, а затем захлопнуть эту ловушку.

С точки зрения военной тактики поступок Ииуя был вполне целесообразен: полководец во время сражения часто использует отвлекающие манёвры. Ииуй, как генерал, хорошо знал это и привык так действовать. Кроме того, он привык не особо церемониться с подчиненными. Он просто сказал: «Головой отвечаете, если кто-то из служителей Ваала спасется».

Библия подтверждает, что в результате избранной тактики Ииуй действительно достиг той цели, которую он поставил перед собой – уничтожить культ Ваала. Однако мы, говоря о духовной стороне поведения Ииуя, хотим обратить внимание на те методы, которыми пользовался Ииуй для достижения вполне благочестивой и богоугодной цели. Ииуй заманил служителей Ваала в ловушку, заявив им, что будет служить Ваалу больше, чем Ахав. Иосиф Флавий конкретизирует данное заявление Ииуя, когда пишет: «Ииуй, собрав народ, заявил ему, что хочет ввести поклонение двойному числу богов сравнительно с числом введенных Ахавом божеств» («Иудейские древности», Кн. 9, Гл. 6, 6). Это выглядит как перверсия слов Елисея, который заявил Илии, что жаждет двойного по сравнению со своим учителем воздействия Святого Духа (4 Цар. 2:9).

Конечно, в реальности Ииуй не собирался «удваивать» культ Ваала, он «сам знал, что хотел сделать» (Ин. 6:6). Но допустимо ли было со стороны Ииуя делать вид, что он – идолопоклонник и притворяться, что он отрекся от истинного Бога? Российская Библия в синодальном переводе говорит нам о том, что Ииуй действовал «с хитрым намерением». Как мы должны оценивать это «хитрое намерение»? Как удачный тактический ход? Или как предательство Бога и как попытку достичь Божьих целей богопротивными методами?

Многие английские Библии, говоря о поступке Ииуя, употребляют нейтральное слово «subtilty» (подтекст, скрытый смысл). Другие, подобно российской синодальной Библии, говорят о «хитрости» или «хитром» плане (англ. cunning). А вот украинская Библия (перевод И. Огиенко) окрашивает действия Ииуя в негативные тона, говоря о том, что Ииуй действовал «підступом» (подлостью). Вторит ей английский перевод Douay-Rheims Bible, называя действия Ииуя «лукавством» (англ. craftily).

Однако суть действий Ииуя, на мой взгляд, наиболее точно передают английские переводы, которые прямо говорят, что Ииуй обманывал:

«Jehu was tricking them so he could destroy the servants of Baal» (4 Цар. 10:19, NET Bible)

«Jehu was deceiving them. He actually wanted to destroy those who worshiped Baal» (4 Цар. 10:19, GOD’S WORD® Translation)

Конечно, я не стану утверждать, что действия Ииуя были прямым нарушением девятой заповеди. Однако то, что эти действия были как минимум двусмысленными и содержали в себе элементы лукавства – неоспоримо. Для сравнения: в Библии есть еще один пример, когда царь самым решительным образом уничтожил идолопоклонство. Это история двадцатилетнего Иосии, который полностью искоренил идолопоклонство в южном двухколенном царстве (2 Пар. 34:3-7). И хотя совсем юный Иосия с человеческой точки зрения был в куда более шатком положении, чем опытный Ииуй, в истории Иосии мы не находим даже намеков на то, что Иосия хитрил или использовал уловки. Его борьба с идолопоклонством была открытой, прямой и базировалась на доверии к Богу, а не на собственных политико-дипломатических стратегеммах.

Исходя из этого, мы можем заключить, что хитрость Ииуя хотя и преследовала богоугодную и благочестивую цель, но все же была неприемлемой. Писание говорит нам о том, что «честный и мыслит о честном и твердо стоит во всем, что честно» (Ис. 32:8). Уловки, выверты, манипуляции, двойные стандарты, «перемигивания глазами» (Пс. 34:19) – все эти неизбежные спутники хитрости противоречат той честности и прямоте, с которой действовали Божьи люди. Конечно, мы можем вспомнить здесь, например, о хитрости Давида, который притворился, что стал слугою филистимского царя Анхуса (1 Цар. 27:12). Однако хитрость Давида, в отличие от хитрости Ииуя, имела сугубо политический смысл: благодаря этому он получил «политическое убежище» во время преследований со стороны Саула (1 Цар. 27:1-4). Но никогда Давид, в отличие от Ииуя, не притворялся идолопоклонником. Для него это означало бы отречься от истинного Бога.

Вдумаемся: Ииуй сказал, что будет служить Ваалу, к тому же еще больше, чем Ахав. И это при том, что Ииуй только что своими глазами видел, что произошло с домом Ахава за поклонение Ваалу. Возможно, Ииуй не придавал значения словам, сказанным в рамках «отвлекающего маневра», но Господь считал иначе. Потому что Господь придает большое значение Своему слову: «Слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис. 55:11).

Именно на этом основании Господь призывает также нас, чтобы мы серьезно относились к нашим словам: «Нехай жодне огидне слово не сходить з уст ваших, а кажіть лише те, що допомагає людям духовно зростати згідно з їх потребою, щоб ви допомогли тим, хто чує вас» (Еф. 4:29), украинская Библия в современном переводе). Возможно, Ииуй и не собирался реально поклоняться Ваалу. Однако духовному росту народа, в котором он только что стал царем, его слова точно не способствовали. Более того, если мы посмотрим на дальнейшее правление Ииуя, то увидим, что его слова о том, что он продолжит идолопоклонство в Израиле, материализовались:

«Впрочем от грехов Иеровоама, сына Наватова, который ввел Израиля в грех, от них не отступал Ииуй, – от золотых тельцов, которые в Вефиле и которые в Дане. И сказал Господь Ииую: за то, что ты охотно сделал, что было праведно в очах Моих, выполнил над домом Ахавовым все, что было на сердце у Меня, сыновья твои до четвертого рода будут сидеть на престоле Израилевом. Но Ииуй не старался ходить в законе Господа Бога Израилева, от всего сердца. Он не отступал от грехов Иеровоама, который ввел Израиля в грех» (4 Цар. 10:29-31).

Господь признает заслуги Ииуя и подтверждает, что Ииуй выполнил ту миссию, ради которой Божий пророк помазал его на царство. За это сын Ииуя Иоахаз, его внук Иоас, его правнук Иеровоам, и его праправнук Захария удостоились чести быть царями в северном царстве. Пять царей из одной династии – это абсолютный рекорд для десятиколенного царства. В этом царстве за более чем двухсот лет сменилось девять династий, в то время как в южном двухколенном царстве за три с половиной века неизменно царствовала династия Давида.

Поэтому длительное пребывание династии Ииуя на престоле Израиля – это, безусловно, благословение от Господа. Кроме того, друг Ииуя Ионадав, сын Рихавов, который помогал Ииую в истреблении культа Ваала (4 Цар. 10:23), также упоминается в Библии как благочестивый человек. Чего стоит упоминание об Ионадаве, как об отце, сумевшем хорошо воспитать своих детей, которые хранили его завет много лет после смерти отца. Библия говорит нам, что дом Ионадава, друга Ииуя и его соратника в борьбе с идолопоклонством, также получил благословения от Господа (Иер. 35:3-19).

Другими словами, Ииуй не только сам был благословен Богом, но и друзей себе избирал также имеющих благословения. Однако с другой стороны Писание прямо указывает на главный духовный недостаток Ииуя – его сердце не было вполне предано Господу (ср. 3 Цар. 11:4; 2 Пар. 16:9) и он не стремился к этому. То есть, в вопросе богопоклонения Ииуй был абсолютным продолжателем дела Ахава. При его правлении Израиль, как и при Ахаве, продолжал «хромать на оба колена», одновременно поклоняясь и Богу, и идолам (3 Цар. 18:21).

Таким образом, сказанные Ииуем как будто в шутку слова о том, что он продолжит идолопоклонство Ахава, оказались жестокой реальностью. Отсюда и упоминание про первого царя десятиколенного царства Иеровоама, сына Наватова, который поставил золотых тельцов в Вефиле и Дане. В свое время Иеровоам поставил этих золотых тельцов, чтобы народ из отделившегося десятиколенного царства не ходил на поклонение в Иерусалим, который после разделения царства оказался в другом государстве (3 Цар. 12:26-30). Когда Ииуй стал царем, он истребил культ Ваала, однако не уничтожил поставленных Иеровоамом золотых тельцов. Потому что Ииуй, как и Иеровоам, рассчитывал прежде всего не на Бога, а на свои силы и не хотел демонтировать памятник религиозной независимости своего государства от Иерусалима.

В итоге произошло ровно то, о чем сказал задолго до Ииуя Елифаз Феманитянин: «Он [Бог] уловляет мудрецов их же лукавством, и совет хитрых становится тщетным» (Иов 5:13). Пытаясь перехитрить всех, Ииуй в конечном счете перехитрил сам себя. Помимо хитрости Ииуя Библия говорит нам также о хитрости Иакова в отношении Исава (Быт. 27:34-36), хитрости гаваонитян в отношении израильского народа (Иис. Нав. 9:3-9), хитрости Ионадава и Амнона в отношении Фамари (2 Цар. 13:1-5), хитрости религиозных вождей в отношении Иисуса (Мф. 26:4; Мк. 14:1).

Во всех этих случаях результат от применения хитрости был тот же, что и в случае с Ииуем. В долгосрочной перспективе лукавство хитрецов обернулось против них самих и нанесло им существенный вред в духовном, а иногда и в материальном плане. И это закономерно, поскольку хитрость – это черта, характерная для поведения дьявола (Быт. 3:1), и Павел не зря делает акцент на том, что именно хитростью змей прельстил Еву (2 Кор. 11:3).

Дабы сегодня с нами не произошло то же самое, что произошло с Ииуем и с другими хитрецами, чтобы мы сами не стали жертвами хитрецов и чтобы наши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе, давайте действовать и жить так, как призывает нас апостол Павел: «Отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом» (2 Кор. 4:2).

18.05.2019

Максим Нестеренко

Автор та ведучий рубрики “Драгоценное из ничтожного”,
м. Харків

Залишити відповідь

Ще на сайті

Біблійні курси

Категорії

Наші соціальні мережі

Останні коментарі

Світлана
Прочитала на одному диханні. Як же доступно, актуально, до душі! Багато чого прояснилося та знадобиться в житті, та конкретно в моїх сумнівах, проблемах! Як для мене написано! Дуже вам дякую!
Михайло
Коментар до Сік чи вино:
Щиро дякую за вірний, правдивий матеріал, щодо прийняття ойнос-вина, а не соку-міц, цуф на Святій Вечері! Адвентисти сьомого дня обманюють, маніпулюють прихожанами вірними і хворіють, бо зляться, хто вживає трохи вина і засуджують своїх християн і інші церкви!!! Хай Бог простить!
ответ Виктору
Мне кажется, что Бог хотел показать, что и Семей, и Давид, и мы просто глина, и . чтобы искренне прощать, всем нам нужен Христос!
Максим
Коментар до 2300 Вечеров и утр:
Дорогий Степан, докази будувати на апокрифічних книгах Маковейських -це нісенітниця!
Максим Нестеренко
Коментар до 2300 Вечеров и утр:
Иван, а я бы уточнил у жены: нужно ли ей пять штук и того и другого. Другой пример неправильного толкования числительных в Библии - это количество животных на ковчеге. Мне многие уважаемые братья доказывали, что Ной взял на ковчег не 7, а 14 чистых животных. Я же настаиваю, что чистых животных было именно 7, а не 7 пар. Четыре самца и три самки. Когда беспарного самца Ной принес в жертву всесожжения осталось три пары. А у этих братьев получается, что седьмая самка осталась без пары. По тексту брат Косовский абсолютно прав: 2300 вечеров и утр - это 1150 суток. Причем брат Косовский указал, что речь идёт о прямой привязке к вечерней и утренней ежедневной жертве, а таких жертв было именно две в день

Теми