Библейские основы веры

Введение

Вне всякого сомнения, лучшим фундаментом христианской веры было и, навсегда остается, Священное Писание (Библия) как единственный, беспрекословный источник Божьего откровения, несмотря на то, что оно было написано человеческой рукой, но писали его люди, которые были движимы Божьим Духом (2 Пет. 1,21). Поэтому все базовые принципы веры Христиан Субботнего Дня Церкви Божьей основаны исключительно на Священном Писании (Библии).

В этом небольшом труде стремимся ознакомить заинтересованного читателя с основными принципами нашей веры. В сжатых предложениях каждого пункта хотим изложить основы того, что исповедуем. Также нашим стремлением является не только ознакомить каждого со своим вероучением – желаем призвать всех людей доброй воли к активному изучению Священного Писания (Библии) и к применению его бесценных советов и требований к личной жизни.

Отданные в ваши руки «БИБЛЕЙСКИЕ ОСНОВЫ ВЕРЫ» являются короткими записанными утверждениями того, во что мы верим на основании Слова Божьего. Заявляем также, что данные утверждения не являются абсолютными и безоговорочными. Если, с течением времени, получим лучшее понимание, мы готовы их пересмотреть и изменить. Тем, что никогда не подлежит пересмотру и изменениям, является исключительно Священное Писание.

1. Священное Писание – Слово Божие

Священное Писание (Библия) – книги Ветхого и Нового Завета – это непосредственное Слово Божье для каждого человека, автором которого является сам Господь. Библия наиболее известная и наиболее распространенная книга мира. Она переведена почти на все языки, диалекты и наречия мира. Она доступна везде, а ее распространением занимаются многочисленные Библейские Общества. Библия является источником христианской науки. Это святая Книга последователей распятого Христа. Она наиболее точно передает учение Иисуса и Его апостолов. Поэтому каждый искренне верующий человек, стремящийся исполнять волю Божью, должен с живым интересом, уважением и молитвой изучать ее содержание.

Священное Писание – это дело около сорока авторов, которые жили на протяжении около 1600 лет (ок. 1500 р. к н. е. – 100 г. н. е.). Библейские писатели имели разное происхождение, разные способности, разное образование. Они жили и писали в различных политических и социальных условиях. Поэтому Священное Писание является уникальной книгой. Не смотря на то, что ее писали разные люди в разное время, ее поучения являются однородными. Библия состоит из 66 канонических книг (39 книг Ветхого Завета и 27 книг Нового Завета). Ветхий Завет – это слово Божье для людей, что было передано через Его пророков. Новый Завет – это слово Божье, переданное через Иисуса Христа и Его апостолов (Евр. 1,1-2). Эти книги были признаны богодухновенными (в отличие от неканонических книг, которые отсутствуют в еврейских и греческих рукописях).

Неканонические книги не были признаны богодухновенными. Это же касается апокрифов, которые вообще не входят в состав Священного Писания ни в каком переводе и издании.
Одинаково важными и ценными считаем обе части Священного Писания – Ветхий и Новый Завет. Полезным считаем исследование Священного Писания в различных его переводах.
Библия не содержит никаких выдумок и никакой неправды (Иоан. 17,17). Библейские писатели собственной смертью утверждали свои свидетельства. Большинство из них умерли мученической смертью. Почти нет таких людей, которые готовы отдать жизнь за ложь, особенно если они знают, что позиция, которую они отстаивают, неправильная.

В течение веков Библия не изменилась. Было время, особенно начиная с XIX века, когда много людей сомневалось в достоверности современного текста Священного Писания. Многие, кто старался доказать, что в течение веков библейский текст мог быть изменен или искажен и что сегодняшний существенно отличается от того, который люди читали во времена Иисуса Христа и Его апостолов. Но открытия древних библейских рукописей, которые были найдены в Кумранских пещерах на берегу Мертвого моря, развеяли все сомнения. Были найдены манускрипты, которые происходили с IV и III века до н. э. Они, вопреки всем сомнениям, доказали, что современный библейский текст остался неизменным. Мы сегодня читаем то же, что читали люди во все времена! Слово Божие живое и могучее, способное менять каждую жизнь и даже воскрешать из духовной смерти.

Святое Писание является совершенным делом! Поэтому нет никакой необходимости дополнять или изменять его содержание.

Вот несколько цитат, что Библия говорит сама о себе.

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3,16-17).

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1,21).

«Ибо Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные. И нет твари, сокровенной от Него, но все обнажено и открыто перед очами Его: Ему дадим отчет» (Евр. 4,12-13).

«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лук. 11,28).

«И я также свидетельствую всякому слышащему слова пророчества книги сей: если кто приложит что к ним, на того наложит Бог язвы, о которых написано в книге сей; и если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде, и в том, что написано в книге сей» (Отк. 22,18-19).

Дополнительные тексты для анализа: Иоан. 5,39; 2 Пет. 1,20; Гал. 1,11; Евр. 1,1-2; 2 Цар. 23,1-2; Мат. 24,35; Втор. 4,2; Прит. 30,5-6; 1 Пет. 1,24-25; Мат. 7,24-28

2. Бог – Небесный Отец

Единый Всевышний Бог и Владыка вселенной. Отец Господа Иисуса Христа. Творец всего, что на небе и на земле. Весь мир создал силой Своего Слова (Пс. 32,9). Является духовной личностью (Иоан. 4,24). Единственный, кто не имеет своего начала ни конца (1 Иоан. 2,13-14). Библия открывает нам Его природу и Его характер. Бог также открыл Себя людям, отразившись в Иисусе Христе (Кол. 1,15; 2 Кор. 4,4). Бог показывает Свой характер в Своем законе. В разные времена открывал Себя под разными именами: Всемогущий, Господь, Саваоф, Сущий, Иегова, Вседержитель… Одно из Его имен – Сущий (тот, кто есть) – говорит о Его извечной самобытности и вневременности. Бог не подвластен времени, Он всегда «Есть». Имеет жизнь сам в себе и является источником жизни (Деян. 17,28). Он единственный и неповторимый, не имеет себе подобных (3Цар. 8,23; 1 Пар. 17,20). Единственный, кто имеет бессмертие – никогда не умирал и умереть не может (1 Тим. 6,16). ОН: Всемогущий (Исх. 6,3); Вездесущий (Прит. 15,3); Неизменный (Чис. 23,19; Мал. 3,6); Святой (Лев. 11,45); Вечный (Ис. 40,28; Иер. 10,10); Совершенный (Мат. 5,48); Справедливый (Пс. 7,12), Всезнающий (1 Пар. 28,9; 1 Иоан. 3,20); Отец наш небесный (Мат. 6,9; Мат. 7,11); Непостижимая и бесконечная Любовь (1 Иоан. 4,8.16). И это лишь частичка того, что мы можем знать о Нем. Лучше познать Его смогут спасенные в вечности.

Бог запретил делать Свое подобие в какой-либо форме (Исх. 20,4-5; Втор. 4,15).

Вот несколько цитат Слова Божьего о Боге:

«Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6,4).

«Правда Твоя, Боже, до превыспренних; великие дела соделал Ты; Боже, кто подобен Тебе?» (Пс. 70,19).

«Вечный Господь Бог, сотворивший концы земли, не утомляется и не изнемогает, разум Его неисследим» (Ис. 40,28).

«Он есть Тот, Который восседает над кругом земли, и живущие на ней – как саранча пред Ним; Он распростер небеса, как тонкую ткань, и раскинул их, как шатер для жилья» (Ис. 40,22).

«Нет столь святаго, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш» (1 Сам. 2,2).

«Кто исчерпал воды горстью своею и пядью измерил небеса, и вместил в меру прах земли, и взвесил на весах горы и на чашах весовых холмы?» (Ис. 40,12).

Дополнительные тексты для анализа: Быт. 1,1; 1 Цар. 2,3; Ис. 40,26; Иоан. 4,24; Иоан. 20,17; Деян. 17,24-31; Рим. 1,20; 1 Тим. 1,17; 1 Иоан. 4,8

3. Иисус Христос

Иисус Христос является Единородным Сыном Божьим и Спасителем мира. Через Него и для Него Бог создал все. Является духовной личностью рожденный Богом тогда, когда еще ничего другого, кроме самого Бога, не существовало (Кол. 1,15). Рождение Богом Иисуса Христа является чудом и Божьей тайной (Пс. 2,7). Он является Словом (гр. «ЛОГОС») Бога, которым Бог создал все, что существует (Иоан. 1,1-3). Иисус Христос является соучастником в творении (Кол. 1,16-17).
Наследует характер Божий, поэтому и называется Богом (Иоан. 20,28; Лук. 20,42-43). Подчиняется Отцу, которому в повиновении остается всегда (Фил. 2,8). Не является равным Отцу (Иоан. 14,28; Мар. 13,32).

По воле Отца пришел в человеческом теле на землю, родившись в обычной еврейской семье Иосифа и Марии (Иоан. 1,14). Его пришествие предсказывали многочисленные ветхозаветные пророчества. В течение длительного времени находился между людьми, проповедуя и уча о Царствии Божием (Мат. 7,29; Мат. 13,54; Мат. 21,23; Мар. 1,14-15.21; Мар. 4,1-2; Мар. 6,6; Мар. 10,1; Мар. 14,49; Лук. 4,15; Лук. 9,11; Лук. 19,47; Иоан. 18,20). Совершал великие чудеса (Иоан. 2,1-11; Мар. 4,35-41; Мар. 6,34-44; Мар. 8,1-9; Мар. 11,12-14,19-24), исцелял больных, освобождал от бесов (Мат. 8,1-16; Мат. 15,29-31; Мар. 3,10; Лук. 7,21) и воскрешал мертвых (Мар. 5,35-42; Лук. 7,11-15; Иоан. 11,32-44). Наконец был осужден и убит, умер за грехи всего человечества (Иак. 5,6; Деян. 2,22-23; Деян. 3,14-15; Ис. 53,5). Таким образом, Он принес самого себя в жертву умилостивления и примирения, чтобы спасти людей от вечной смерти (Ис. 53,10; Рим. 3,25; Евр. 2,17; 1 Иоан. 2,2). После трех суток пребывания во гробе (в сердце земли) воскрес для нашего оправдания (Мат. 12,40; Мат. 28,1-6; Лук. 24,1-7; Рим. 4,25; 1 Кор. 15,20). После своего воскресения вознесся и сел одесную Отца, от которого получил полноту власти (Мат. 28,18; Деян. 1,9-11; 1 Кор. 15,27; Еф. 1,19-22). Служит Церкви Божией (Духовному Храму) как Первосвященник по чину Мелхиседека (Евр. 5,7-10; Евр. 7,15-17,24-28). Он глава церкви Божией (Еф. 1,22; Кол. 1,18). Является единственным посредником между Богом и людьми (1 Тим. 2,5). Скоро придет в великой силе и славе, чтобы забрать спасенных людей в дом Отца Своего, и осудить, и наказать всякое зло (Мар. 13,26; Иоан. 14,1-3; Фил. 3,20; Отк. 22,12).

Вот некоторые цитаты Слова Божьего об Иисусе Христе:

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его. И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Иоан. 1,1-5,14).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан. 3,16-18).

«Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Иоан. 17,3). «Нет ни в ком ином спасения, ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4,11-12).

«Я был мёртв, и вот Я жив во веки веков, и имею ключи смерти и ада» (Отк. 1,18 – Кас).

«Се, гряду скоро: блажен соблюдающий слова пророчества книги сей» (Отк. 22,7).

Дополнительные тексты для анализа: Иоан. 20,17; Лк 1,26-35; Деян. 5,30-31; Рим. 5,10-11; Рим. 6,23; 1 Кор. 15,28; 1 Пет. 1,18-20; 1 Пет. 2,24; Дан. 7,13

4. Дух Святой

Дух Святой не является отдельной божественной личностью. Дух Святой – это сила Божья, которая исходит от Бога и объединяет Отца и Сына. О том, что это именно сила, свидетельствует целый ряд библейских текстов. Дух Святой, как творческая сила Божия, был задействован в процессе творения.

«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1,1-2).

«Словом Господа сотворены небеса, и духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32,6).

«Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лице земли» (Пс. 103,30). «Я Господь, Который сотворил все, один распростер небеса и Своею силою разостлал землю» (Ис. 44,24).

Духом Своим Бог исполнял рабов Своих – пророков, которые от Его Имени возвещали его Слово (2 Пет. 1,20-21; 1 Сам. 10,9-10; 4Цар. 2,9; Числ. 11,24-26; Неем. 9,30).

При содействии Духа Святого в свое время на землю пришел наш Спаситель – Иисус Христос, родившись от девы Марии (Лук. 1,26-35). Во время крещения Дух Святой как голубь сошел на Иисуса Христа (Мат. 3,16; Мар. 1,10; Иоан. 1,32-33). В день Пятидесятницы Дух Святой сошел на апостольскую церковь (Деян. 2,1-4). Дух Святой открывает людям истины Слова Божьего (Иоан. 16,13); помогает в борьбе с грехом (Деян. 2,38; Еф. 3,16,20-21), действуя на совесть человека; указывает на грех (Иоан. 16,8-9); указывает на возможность спасения от греха и вечной смерти в лице Иисуса Христа (Иоан. 16,10) и предупреждает о возможности осуждения и наказания (Иоан. 16,11). Назван Утешителем потому, что может вывести человека из наихудшего, «безвыходного» состояния, может вселить радость и надежду (Иоан. 14,26; Иоан. 15,26). Это живая вода, возрождает человека духовно омертвелого состояния (Иоан. 7,37-39). Каждый, кто желает жить вечной жизнью, должен родиться от Духа Святого (Иоан. 3,3-5).

Духа Святого можно угашать (1 Фес. 5,19), оскорбить плохим поведением (Ис. 65,2-4; Еф. 4,28-31), против Него также можно согрешить смертным грехом, который не может быть прощен (Мат. 12,31-32). Через Духа Святого Господь посылает людям разные дары и таланты (Исх. 31,1-5; 1 Кор. 12,4-11,28). Рожденные от Духа Святого дети Божьи приносят в своей жизни духовные плоды (Еф. 5,8-9; Гал. 5,22-25). Духом Святым Бог Отец и Господь Иисус Христос живут в сердце верующего человека (Иоан. 14,23; Мат. 18,20; Мат. 28,19-20). Рожденные «свыше» дети Божьи составляют храм Божий, в котором Господь живет Духом Своим Святым (1 Кор. 3,16-17; 1 Кор. 6,19-20; 2 Кор. 6,16-18; Отк. 21,2-3).

Дух Святой, Дух Божий, Дух Господень, Дух Отчий, Дух Христов – это один и тот же Дух. Нам – людям – Господь дает «залог» (определенную часть) Духа Своего (2 Кор. 1,21-22; 2 Кор. 5,5; Еф. 4,7). Иисус Христос был преисполнен полнотой Духа Божьего (Евр. 1,9; Кол. 1,19; Кол. 2,9; Ис. 11,1-2; Отк. 5,6).

Вот несколько цитат Слова Божьего на эту тему:

Ангел Гавриил деве Марии:
«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лук. 1,35);

Иисус Христос Своим ученикам:
«Я пошлю обетование Отца Моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше» (Лук. 24,49).

«Но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1,8).

Апостол Павел христианам в Риме: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15,13).

Дополнительные тексты для анализа: Ис. 63,7-14; Рим. 8,9; 1 Кор. 2,12; Еф. 1,13-14; 1 Фес. 4,7-8

5. Человек – венец Божьего творения

Бог, который создал целый мир силой Своего слова в течение шести дней творения, под конец создал человека – мужчину и женщину (Быт. 1,27). Человек был создан из праха земного по образу Божьему и Его подобию, что означает, что он является личностью, обладает свободным выбором, свободой и творческой способностью (Быт. 1,26-27; Быт. 2,7). Бог создал человека для вечности. Но эта вечность была потеряна вследствие непослушания воле Божьей и преступления заповеди Божией. Человек стал грешным и смертным (Быт. 2,16-17; Быт. 3,1-24). В результате грехопадения Адама и Евы все человечество наследует греховную природу и смерть. Но любящий Творец не оставил его в таком состоянии. Он предусмотрел план спасения. Для этого Он послал в мир Своего сына – Иисуса Христа, который принес себя самого в жертву примирения, спас человека от вечной смерти. Искупление человека от греха и власти дьявола совершилось Иисусом Христом на Голгофе через Его смерть и воскресение. Спасение – это дар Божьей благодати, который принимается верой через обращение к Богу и покаяние, независимо от заслуг, добрых дел или праведности человека. Приняв верой Иисуса Христа, человек получает прощение грехов, освобождение от власти греха и дьявола, рождение свыше (усыновление) и запечатление Святым Духом, вечную жизнь с Богом (Деян. 3,19; Еф. 1,13; Иоан. 1,12.)

Человек состоит из духа, души и тела. Ни дух, ни душа, ни тело в отдельности не составляют человека, как такого, и существовать не могут. Душа человека является смертной. Бессмертие человек получит (по благодати Божьей через Иисуса Христа и через подчинение воле Божьей) в день воскресения праведных. Наука о «бессмертии души», «загробной жизни» и «чистилище» не находит своего подтверждения в Слове Божьем. Святое Слово Божие предостерегает людей перед вызыванием духов и спиритизмом (Лев. 19,31).

Человек, как Божье творение, имеет свое начало не от рождения, а от зачатия, поэтому аборт на любой стадии является убийством (Пс. 138,14-16; Иов. 3,3). После смерти существование человека прекращается. «Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению, и любовь их и ненависть их и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9,5-6). Умирая, человек возвращается в прах земной, из которого был создан (Быт. 3,19; Еккл. 12,7). Однако, придет время, когда все люди, которые когда-либо жили, воскреснут – одни для вечной жизни с Богом, другие для суда и наказания (Иоан. 5,29).
Бог даровал каждому человеку свободу. Каждый лично несет ответственность за полученную свободу. Все люди, независимо от расы, национальности, возраста, пола, социального статуса равны перед Богом.
Господь Бог бесконечно любит человека. Ради нее Он когда-то отдал на смерть единородного возлюбленного Сына Своего (Мат. 3,17; Иоан. 3,16).

Несколько цитат Слова Божьего на эту тему:

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1,27);

«Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы» (Еккл. 7,29);

«Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень» (Пс. 143,3-4);

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3,16).

Дополнительные тексты для анализа: Иов. 7,7-10; Пс. 145,4; Мат. 10,28; Иоан. 11,11; Рим. 5,12; Рим. 6,23; 1 Фес. 4,13-17; 1 Фес. 5,23; 2 Тим. 4,7-8

6. Христианин и государство

Бог, создав человека, даровал ему свободную волю, право выбора и свободного мышления. Из этого следует элементарное право свободы совести и вероисповедания, как основа функционирования каждого свободного общества. Христианин является свободным человеком. Но, независимо от этого, христиане являются законопослушными гражданами своей страны. Библия учит нас слушаться властей и повиноваться им (Тит. 3,1; 1 Пет. 2,13-14), а также молиться за них (1 Тим. 2,1-2). Однако это послушание и покорность власти не могут быть компромиссом с собственной совестью. В вопросах веры и морали всегда должен действовать принцип: «Слушаться следует больше Бога, чем людей!» (Деян. 4,19; Деян. 5,29).

Уважая шестую заповедь библейского Декалога «Не убивай!», христиане не берут в руки оружие, не служат в армии и не учатся воевать. Иисус Христос разоружил Своих последователей (Иоан. 18,11; Ис. 2,4). Христиане также не уклоняются от уплаты государственных налогов (Мар. 12,14-17; Рим. 13,6-7).
Стоит помнить слова Христа, который сказал: «Царство мое не от мира сего» (Иоан. 18,36). Те, кто принадлежит Христу, также «не от мира» (Иоан. 17,14,16). Христиане не интегрируются с этим миром, не баллотируются во властные структуры. Участие в государственных выборах – это индивидуальный выбор каждого.

Тексты для анализа: Втор. 10,17; Втор. 30,19; Дан. 2,20-22; Мат. 22,21; Рим. 12,1-2; Рим. 13,1-4; 1 Кор. 2,12.

7. Духовный мир

Параллельно с материальным, физическим миром существует невидимый – духовный мир. Господь создал этот мир до того, как создал нашу землю и жизнь на ней (Кол. 1,16; Иов. 38,4-7). Это мир духовных существ – ангелов. Слово Божье учит нас, что «они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» (Евр. 1,14). Ангелы также постоянно пребывают в прославлении Господа (Ис. 6,1-3; Пс. 102,20; Пс. 148,1-2). Однако не все духовные существа в этом духовном мире прославляют Бога. Библия учит о существовании злых ангелов (духов), которые в Слове Божьем названы бесами. Руководителем над ними есть сатана-дьявол. Эти духи являются враждебными по отношению к Богу и людям (1 Пет. 5,8; Тит. 2,8). Дьявол и его ангелы искушают людей, склоняя их ко греху (бунту против Бога), понимая, что таким образом заманивают их на путь вечной смерти. Сатана искушал также Иисуса Христа (Мат. 4,1-11; Лук. 4,1-13; Мат. 16,21-23; Мар. 15,29-30). Христос назвал его лжецом и человекоубийцей (Иоан. 8,44). Дьявол может поработить психику, ум и всю жизнь незащищенного Божьим присутствием человека (одержимость – Мат. 8,28-29; Мар. 1,23-24; Мар. 5,1-7; Мар. 7,25; Мар. 9,17-18; Лук. 8,26-30). Судьба дьявола и его ангелов решена. Их ждет неминуемое уничтожение в огненном потопе (Отк. 20,10,14; 2 Пет. 2,4; 2 Пет. 3,7)

Молиться и поклоняться ангелам запрещено Словом Божьим (Отк. 19,10; Лук. 4,8; 1 Тим. 2,5). Всякого рода чары, гадания, астрология (гороскопы), спиритизм (вызывание духов), оккультизм, знахарство, целительство, шаманство, гомеопатия, гипноз и тому подобное является заигрыванием с демоническим миром, что ведет к частичной или полной одержимости (Мат. 12,43-45). От одержимости освободить может только Бог. Вот что некогда Господь повелел Своему народу: «Когда ты войдешь в землю, которую дает тебе Господь Бог твой, тогда не научись делать мерзости, какие делали народы сии: не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это, и за сии-то мерзости Господь Бог твой изгоняет их от лица твоего; будь непорочен пред Господом Богом твоим; ибо народы сии, которых ты изгоняешь, слушают гадателей и прорицателей, а тебе не то дал Господь Бог твой» (Втор. 18,9-14).

Несколько цитат Слова Божьего на эту тему:

«Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его» (Пс. 102,20).

«Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот, войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами, больше, нежели тех, которые с ними. И молился Елисей, и говорил: Господи! открой ему глаза, чтоб он увидел. И открыл Господь глаза слуге, и он увидел, и вот, вся гора наполнена конями и колесницами огненными кругом Елисея» (4Цар.6,15-17).

«Я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его» (3Цар.22,19).

«Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7,10).

«И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч» (Отк. 5,11).

«Приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей (Мат.25,31).

Дополнительные тексты для анализа: Еф. 6,11-12; Иуд. 1,6; Мат. 8,29; Лук. 8,31; Лук. 10,18; Иоан. 16,11; 2 Пет. 2,4.11.

8. Неизменный Божий Закон

Основой справедливого управления на земле являются добрые законы. Первым Законодателем является Бог. Его воля выражена в заповедях, правилах и законах, которые регулируют отношение человека к Богу и ближнему. Закон Божий, как основное правило в жизни верующего, есть святой, праведный и добрый, на все времена. Библейское понятие «Закон Божий» (Тора – Пятикнижие) относится как к моральному Закону Божьему (особенно Декалогу), так и к Закону Обрядовому.

Закон является неизменным (Пс. 110,7-8). Иисус Христос не отменил Закон Божий (Мат. 5,17-18). Закон Божий совершенен и не нуждается в человеческих дополнениях или поправках (Пс. 18,8). Все десять заповедей библейского Декалога остаются актуальными и необходимыми к исполнению (Иак. 2,10-11).

Умирая на кресте, как совершенная жертва, Иисус Христос выполнил символический – Обрядовый Закон (Рим. 10,4), а моральный Закон стал для христиан основным правилом жизни и благочестия (Рим. 3,31). Закон моральный охватывает две заповеди любви (к Богу и людям), на которых базируются все остальные заповеди, имеющие отношение к морали. Нравственный закон не имеет силы оправдания, но верующий законом познает грех, испытывает необходимость в покаянии, большую потребность в благодати и через исполнение закона проявляет свое послушание и любовь к Богу. В свое время Бог написал Свои заповеди на каменных скрижалях, сегодня же Господь стремится вписать те же законы в человеческие сердца (Исх. 31,18; Евр. 8,10).

Сатана и его сторонники ненавидят Божий Закон и на протяжении всей истории человечества воюют против него. «Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа верно, умудряет простых. Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа светла, просвещает очи» (Пс. 18,8-9);

«Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем» (Пс. 118,1).

«Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем» (Пс. 118,97).

«Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра» (Пс. 118,72).

«Посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7,12).

«Что мы любим детей Божиих, узнаем из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоан. 5,2-3).

«Выслушаем сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека» (Еккл. 12,13).

«Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» (Отк. 14,12).

Дополнительные тексты для анализа: Исх. 20,1-17; Мат. 5,17-19.21-22.27-28; Мат. 19,16-17; Мат. 7,7.12; 1 Иоан.2,3-7; 1 Иоан.3,4; Еф. 2,14-15; 1 Кор. 7,19

9. Суббота – День Господень

«Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» (Исх. 20,8-11).

В соответствии с четвертой заповедью Святого Декалога, днем Господним является седьмой день недели – суббота. Уже в самом начале при сотворении мира Бог освятил последний день недели, благословил его и установил памятником творения (Быт. 2,1-3). Сам Бог в этот день «отдохнул» от своего труда. Конечно, Бог не устал, создавая мир. Однако Он дал этот день для человека, чтобы тот помнил о своем Создателе. Суббота была днем богопоклонения еще до того, как Господь напомнил о ней в одной из десяти заповедей на горе Синай (Исх. 16,14-29). Каждый, кто сегодня чтит этот день, тем самым признает Бога своим Творцом. Истинные дети Божьи во все времена берегли субботу, как День Господень. Всеведущий Бог, зная наперед, что эта заповедь будет нарушена и в итоге изменена, подчеркнул её важным словом: «Помни!». Иисус Христос чтил этот день. По обыкновению своему в субботу Он ходил в синагогу, чтобы слушать, а впоследствии и учить слова Божьего (Мар. 6,2; Лук. 4,16-21,31; Лук. 13,10). Перед Своей смертью Он сказал, что суббота останется действительной и после Его воскресения (Мат. 24,20). Это подтверждает также книга Деяний Святых Апостолов, которые, согласно закона и по примеру своего Учителя, праздновали этот день (Деян. 13,13-14,42-44; Деян. 16,11-15; Деян. 17,2; Деян. 18,1-4).
Суббота была и остается знамением между Богом и Его народом (Исх. 31,13-17; Иез. 20,12). Праздновать день Господень необходимо от вечера до вечера – от заката до заката солнца (с конца пятницы до начала воскресенья – Быт. 1,5).

Некоторые цитаты о святости субботы:

«Соблюдайте субботу, ибо она свята для вас: кто осквернит ее, тот да будет предан смерти; кто станет в оную делать дело, та душа должна быть истреблена из среды народа своего; шесть дней пусть делают дела, а в седьмой – суббота покоя, посвященная Господу» (Исх. 31,14-15);

«Шесть дней можно делать дела, а в седьмой день суббота покоя, священное собрание; никакого дела не делайте; это суббота Господня во всех жилищах ваших» (Лев. 23,3);

«Если ты удержишь ногу твою ради субботы от исполнения прихотей твоих во святый день Мой, и будешь называть субботу отрадою, святым днем Господним, чествуемым, и почтишь ее тем, что не будешь заниматься обычными твоими делами, угождать твоей прихоти и пустословить, – то будешь иметь радость в Господе, и Я возведу тебя на высоты земли и дам вкусить тебе наследие Иакова, отца твоего: уста Господни изрекли это» (Ис. 58,13-14).

«Тогда из месяца в месяц и из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение, говорит Господь» (Ис. 66,23).

«Сын Человеческий есть господин и субботы» (Мар. 2,28 ).

«Посему для народа Божия еще остается субботство. Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих» (Евр. 4,9-10).

10. Пищевой закон или библейская диета

Господь Бог, создав человека, предусмотрел для него питание. В начале, еще до грехопадения, это была пища исключительно растительного происхождения (Быт. 1,29). Во времена Ноя Господь, спасая мир от потопа, велел взять в ковчег по семь «чистых» животных и птиц и по двое (самца и самку) «нечистых». Следовательно, уже перед потопом люди имели разграничения в животном мире. После потопа Господь, благословляя спасенную семью Ноя, сказал: «Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все» (Быт. 9,3). В данном случае следует понимать, что слово «все» имеет здесь относительное значение и относится к категории «чистых» животных. Нечистые животные, которых было всякого рода только по двое, были предназначены исключительно для размножения. Впоследствии читаем историю жизни Авраама, который употреблял пищу животного происхождения (Быт. 18,7-8). После Бог повелел Моисею записать для будущих поколений эти, знакомые от начала Божьим людям, законы относительно питания (Лев. 11,1-47; Втор. 14,3-21).

«Всякий скот, у которого раздвоены копыта и на копытах глубокий разрез, и который жует жвачку, ешьте. Всякий скот, у которого копыта раздвоены, но нет глубокого разреза, и который не жует жвачки, нечист для вас: всякий, кто прикоснется к нему, будет нечист» (Лев. 11,3.26).

«Из всех животных, которые в воде, ешьте сих: у которых есть перья и чешуя в воде, в морях ли, или реках, тех ешьте; а все те, у которых нет перьев и чешуи, в морях ли, или реках, из всех плавающих в водах и из всего живущего в водах, скверны для вас» (Лев. 11,9-10).

Также из птиц Господь отделил тех, которые употреблять запрещено (Лев. 11,13-19).

Господь запретил также употреблять в пищу насекомых и пресмыкающихся (Лев. 11,20,29-31,41-43). Кроме того, Слово Божье запрещает потреблять мясо животных, которые не были приготовлены должным образом (Лев. 17,13). Библия запрещает употреблять дохлятину (удавленину) и кровь, а также идольские жертвы (Исх. 22,31; Лев. 17,10-14; Втор. 12,16.23-24; Деян. 15,20,29; Деян. 21,25; Иез. 44,31; 1 Кор. 10,20). Кроме того, Священное Писание осуждает обжорство и злоупотребление алкоголем (Лук. 21,34; Еккл. 10,17; Лук. 6,25; Прит. 20,1; Еф. 5,18).

«Я – Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят; и не оскверняйте душ ваших каким-либо животным…» (Лев. 11,44).

11. Покаяние и спасение

Согрешив, первые люди были удалены из рая. Грех отлучил и отдалил человека от Творца (Ис. 59,2). Через Адама и Еву грех и смерть перешли на всех людей. Таким образом все согрешили (Рим. 3,23; Рим. 5,12). Человек стал грешным и вследствие этого – смертным. Но Создатель не оставил его. Он предусмотрел план спасения. Этот план Он осуществил через Своего Сына – Иисуса Христа. Христос Своей жизнью, смертью и воскресением победил грех и смерть. Таким образом Он дал возможность спасения от вечной смерти каждому, кто этого хочет. Чтобы получить спасение, которое Господь предложил каждому человеку, необходимо отвернуться от своих грехов и обратиться к Богу. Каждому необходимо покаяние!

Покаяние – новое рождение, является глубокой и полной переменой, которую в сердце и в жизни человека осуществляет Бог. Это переломный момент в жизни каждого. Эту перемену совершает Бог через Духа Святого при сознательном и добровольном участии человека (Иоан. 16,8). Это результат Божьей милости. Покаяние охватывает полную перемену мыслей, речи и поступков. Охватывает всего человека, его дух, душу и тело.
Признаком истинного покаяния есть сожаление и исповедание грехов. Человек сознательно принимает решение вести праведную, сообразную с Божьей волей, жизнь. Через крещение человек вступает в завет с Богом, который дает ему Духа Святого, который необходим для чистой, победоносной жизни (Деян. 2,38). Человек, который покаялся, заботясь о совершенстве и святости своей христианской жизни, должен каждый день побеждать грех.
Библия называет это «обновлением со дня на день» (2 Кор. 4,16).

Несколько цитат о покаянии:

«Но беззакония ваши произвели разделение между вами и Богом вашим, и грехи ваши отвращают лице Его от вас, чтобы не слышать» (Ис. 59,2 ).

«Ибо все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3,23).

«Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа» (Деян. 2,38).

«Если же ходим во свете, подобно как он во свете, то имеем общение друг с другом, и кровь Иисуса Христа, Сына его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. 9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Иоан. 1,7-9).

Тексты для анализа: Ис. 55,7; Иоиль 2,12-13; Иоан. 3,1-6; 2 Кор. 4,16; 2 Кор. 7,10; Еф. 4,13-15, 22-33

12. Любовь и благодать Божья

Любовь является основной чертой характера Божьего. «Бог есть любовь» (1 Иоан. 4,8.16). Она является также основой Божьего плана спасения. Из любви к людям Господь послал в наш мир Своего Сына (Иоан. 3,16). Иисус Христос из любви пришел и отдал самого себя за грехи наши, чтобы избавить нас от нынешнего лукавого века (Гал. 1,4). Любовь является наибольшей заповедью (Мат. 22,36-38).

Доказательством любви к Богу является исполнение Его заповедей и любовь к ближнему (1 Иоан. 5,3; 1 Иоан. 4,20). Любовь является также основным признаком принадлежности к Христу (Иоан. 13,35).

Примером величайшей любви есть жизнь, служение и жертва Сына Божьего. Слово Божье учит нас любви. К Богу, к ближнему, ко всем людям, независимо от расы, национальности и социального статуса. Иисус Христос призывал любить не только друзей, но и врагов (Мат. 5,44).

Благодать является признаком любви, данной недостойному творению. Это незаслуженный дар Божий. Это милость по отношению к тому, кто заслуживает наказания. Благодать – это проявление Божьей милости по отношению к человеку в той или иной форме, то есть в предоставлении тех или иных благ. Другими словами, Бог дает людям определенные блага просто как проявление любви к ним, не требуя от них ничего взамен. Это является идеальной моделью для отношений людей в семье и обществе, которая лежит в основе Евангелия.

Благодать Божья открылась в Иисусе Христе для всех людей (Тит. 2,11; Иоан. 1,14.16-17). Человек без благодати Божией является грешным нарушителем святого Закона Божьего. Благодаря благодати человек получает прощение грехов, оправдание, единство с Богом, спасение и силу в вере. Грешник становится дитем Божьим. Божья благодать учит и помогает человеку избавиться от всякого зла, изменить свою жизнь, быть покорным Богу, творить добро (Тит. 2,11-14). Человек, который сознательно отвергает благодать Божью, закрывает перед собой Царство Божье.

Цитаты Божьей любви и благодати:

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоан. 3,16).

«Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Иоан. 15,12);

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лук. 10,27).

«Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки» (1 Иоан. 5,3).

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мат. 5,44).

«Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5,8).

«Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2,11-14).

«Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит. 3,4-5).

Тексты для анализа: Мат. 5,43-48; Иоан. 13,35; Деян. 17,28; Рим. 13,8-10; 1 Кор. 13,4-8,13; Гал. 3,28; 1 Иоан. 4,8-10; Мат. 18,21-27; Иоан. 1,12; Рим. 3,22-23; Еф. 1,3-4,6-8; Еф. 2,8-10; Гал. 5,19-21; Кол. 1,20-22; Тит. 3,7; Евр. 10,26-31

13. Вера и надежда

«Вера — это обоснованное ожидание того, на что надеются, четкое проявление того, что реальное, хотя и невидимое» (Евр. 11,1).

Вера — восприятие человеком чего-либо (утверждений, свидетельств, фактов, и т. п) как истинных, правдивых, иногда без предварительной проверки на основе только внутреннего, субъективного убеждения, которое не требует больше никаких доказательств. Вера заключается не в фанатичном восприятии фантастических явлений, а в крепком убеждении в реальных фактах. Это значит быть уверенным в том, на что надеешься, знать, что нечто есть действительное, даже если мы не можем видеть его. Истинная вера — это не легковерие, то есть готовность поверить во что-то без веских доказательств или только потому, что хочется в то верить.

Слово Божье учит нас, что необходимо, чтобы каждый, кто к Богу приходит, имел веру. Без веры невозможно угодить Богу (Евр. 11,6).

Вера это большое преимущество детей Божьих. В мире существует много неправильных верований. Однако, истинная вера рождается от слышания Слова Божьего (Рим. 10,17). Она утверждается не на человеческой мудрости, а на силе Божией (1 Кор. 2,4-5).

Живая вера подтверждается активной жизнью христианина, преисполненной добрых поступков (Иак. 2,17-26). Верой христианин способен преодолевать жизненные трудности и духовные препятствия (1 Пет. 5,9).

Надежда — это эмоциональное переживание, ощущение, возникающее при ожидании желаемого события. Надежда исходит из веры.

Одной из трех основных ценностей христианской жизни есть Божья надежда. В надежде четко выражается отношение человека к Богу. О настоящей надежде говорим, когда отдаем нашу жизнь в руки Господа с доверием, что Он поведет нас. В надежде также мы ожидаем исполнения Божьих обетований.

«И вот победа, победившая мир: вера наша» (1 Иоан. 5,4);

«Надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5,5);

«Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться? Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении» (Рим. 8,24-25).

Тексты для анализа: Евр. 11,1-40; Евр. 12,2,10,22; 1 Кор. 13,13; Гал. 5,6; 1 Тим. 3,9; 1 Тим. 4,1; 1 Пет. 1,3-9; Лук. 17,5; Еф. 2,12; Еф. 4,4; 1 Кор. 15,19;

14. Внешние черты христианина

Христианин в очевидный способ отличается от своего окружения многими внешними чертами. Своим поведением и внешним видом он представляет самый высокий уровень культуры и библейской морали. Его черты – честность, скромность, смирение, кротость, спокойствие, нежность, милосердие, чистота тела. Христианин не пользуется нецензурной (вульгарной) лексикой. Христианин должен также стараться придерживаться абсолютной чистоты души, духа и тела (1 Фес. 5,23). Жизнь христианина – это послание (письмо) Христово для других людей (2 Кор. 3,3). Тот, кто принадлежит Христу, должен быть «солью для земли и светом для мира» (Мат. 5,13-14). Манера общения, стиль одежды, мышление и поведение христианина должны также отличаться от светских образцов. Он не принимает участия в светских, нечестивых мероприятиях, развлечениях, гулянках и тому подобное. Христианин стремится к внутренней красоте, признает естественную красоту и противится искусственным украшениям. Руководствуется библейскими критериями при выборе музыки, литературы, телепрограмм, Интернет-ресурсов. Христианские женщины накрывают голову во время молитвы и служения (1 Кор. 11,5-6).

«Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4,6).

«Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3,3-4).

«Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» (Еф. 4,29).

«А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а, напротив, благодарение» (Еф. 5,3-4).

Тексты для анализа: 1 Тим. 2,8-9; 2 Тим. 2,22; Тит. 2,1-5; Иак. 3,1-12; 1 Кор. 6,9-10; 1 Фес. 5,12-23; 1 Пет. 3,1-5; 1 Иоан. 2,15-17

15. Ежедневное свидетельство веры

Одной из основных задач Церкви Божией, а также каждого верующего, является проповедь Евангелия (Мар. 16,15). Каждый христианин в меру дара Духа Святого чувствует ответственность за этот мир, что приближается к погибели. Поэтому каждый, кто неравнодушен, должен нести Слово спасения своим ближним всеми возможными средствами. С помощью устного общения, литературного слова, музыкального служения, средств массовой информации – радио, телевидения, интернета. Но наиболее эффективной проповедью может быть святая жизнь христианина. В этом служении может быть задействован каждый. Даже жертвуя собственные средства, можно приобщиться к этому чрезвычайно важному делу.

«Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему…» (Рим. 1,16).

«Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение?» (Прит. 24,11).

Тексты для анализа: Мат. 5,16; Прит. 20,4-11; Деян. 8,4; Мат. 28,19-20; Мар. 16,15; 2 Кор. 3,2; 5,11; Еф. 6,13-18; Кол. 4,16; 2 Тим. 2,15; 1 Пет. 2,12; Фил. 4,14-18; Гал. 6,6; 2 Кор. 9,11-13

16. Пост и молитва

Христианин держит постоянную связь со своим Господом. Сделать это возможно через систематическое изучение Слова Божьего, а также с помощью молитвы и поста. Молитва – это непосредственная и надежная связь с Богом. Молитва – это разговор с Богом, когда человек выражает свои потребности и переживания. В молитве приходим к Богу через Иисуса Христа (Иоан. 14,13-14; Еф. 5,20; 1 Тим. 2,5). Молитвы бывают публичные (напр. в церкви – Деян. 1,14; Деян. 2,42) и личные (Мат. 6,6; 4Цар.4,33). Слово Божье призывает быть постоянным в молитве (Кол. 4,2; 1 Пет. 4,7; 1 Фес. 5,17; Еф. 6,18; Лук. 18,1; Лук. 21,36; Рим. 12,12). В молитве человек хвалит Господа (Мат. 6,9), благодарит Его (1 Фес. 5,18), исповедует свои грехи (Дан. 9,20; 1 Иоан. 1,9), просит о своих нуждах (3Цар.8,37-38,45; Фил. 4,6). Молиться можно всегда и везде (Мал. 1,11; 1 Кор. 1,2; 1 Тим. 2,8-10). Священное Писание учит нас молиться за всех людей (1 Тим. 2,1-2).

В отдельных случаях молитвы верующих людей сопровождаются постом (Деян. 13,2-3. 2 Цар. 12,16-17; Есф.4,16; Суд. 20,24-26; Езд. 8,21-23; Неем. 1,4-11). Пост является частью христианской жизни. В Писании говорится о его влиянии на духовные отношения между человеком и Богом. Иисус Христос также постился и, таким образом, дал Своим последователям пример к подражанию. Он постился и молился в пустыне перед началом Своего путешествия по Галилее.

Посты бывают разные по своей продолжительности (Исх. 34,28; Втор. 9,9.18; 1 Сам. 31,13; Есф.4,16). Во время поста верующие не должны быть понурыми и унылыми (Мат. 6,16-18).

Тексты для анализа: Прит. 28,9; Мат. 6,6; 26,41; Лук. 1,10; Иоан. 14,13; Деян. 20,36; Деян. 28,8; Рим. 15,30; Кол. 1,3; Евр. 10,25; Иак. 5,13.16

17. Супружество и семья

Институт семьи создал Бог. Создав первых людей – мужчину и женщину, Господь благословил их на совместную жизнь и рождение детей (Быт. 1,27-28). Это был первый супружеский союз – первая семейная пара. Супружество — это моногамный союз двух людей – мужчины и женщины (1 Кор. 7,2). Так называемые однополые «браки» (содомия) являются признаком последнего времени, запрещены Словом Божьим (Лев. 18,22; Лев. 20,13). Церковь не признает также полигамии (многобрачия). Супружеский союз длится до смерти одного из супругов (1 Кор. 7,39). Библия запрещает развод (Мат. 19,5-6; 1 Кор. 7,10-11). Он разрешен, как исключение, только в случае супружеской измены (Мат. 5,32). Интимные отношения вне супружества, в том числе и так называемый «гражданский брак», являются грехом (Евр. 13,4). Любовь и верность являются залогом здоровой крепкой семьи. Муж и жена должны любить друг друга. Главой в семье является мужчина, а женщина должна покоряться ему (Еф. 5,22-23; 1 Пет. 3,1). Слово Божие предостерегает перед союзами верующих с неверующими (2 Кор. 6,14-15).

Обязанностью родителей является всестороннее воспитание своих детей с особым учетом христианских ценностей (Еф. 6,4). Родители также должны иметь в виду материальные потребности своих детей (2 Кор. 12,14). О христианской ценности семьи свидетельствует послушание детей и уважение к родителям (Прит. 17,6; Исх. 20,12; Еф. 6,1-3). Построены на христианских принципах супружество и семья становятся сильной поддержкой Церкви Божией и убедительным свидетельством веры.

Тексты для анализа: Быт. 2,19-24; Мат. 19,5-6; Прит. 1,8-9; Прит. 5,15-20; Прит. 19,18; Прит. 29,15; 1 Фес. 4,3-5; Втор. 6,6-7; 1 Тим. 5,4.14

18. Библейские обряды

В церкви с различной периодичностью совершаются некоторые библейские обряды.

Одним из них есть крещение. Крещение является публичным признанием веры. Совершается пресвитером через полное погружение в воду. Символизирует смерть и погребение ветхой, греховной жизни человека и воскресение для жизни новой и святой (Рим. 6,3-8). Решение о крещении человек принимает сознательно и самостоятельно в зрелом возрасте. Церковь не признает крещения младенцев. Этот обряд совершается по четкому прямому поручению Иисуса Христа (Мат. 28,19). Крещению должно предшествовать покаяние и страстное желание жить святой жизнью (Мат. 3,7-8). При крещении человек получает прощение грехов и дар Святого Духа (Деян. 2,38).

После крещения служители Церкви совершают библейское возложение рук на новокрещеных для исполнения Святым Духом (Деян. 8,14-17; Деян. 19,6). Возложение рук может иметь и другое значение. Оно осуществляется также на молодоженов во время молитвы о брачном благословении, на больных во время молитвы об исцелении, на детей во время молитвы о благословении (Мат. 19,13-15), на служителей церкви для посвящения на служение (Деян. 13,2-3).

Следующим важным библейским обрядом является Вечеря Господня, во время которой верующие употребляют пресный хлеб и чистое виноградное вино, как символы тела и крови Иисуса Христа. Вечери предшествует взаимное умывание ног верующими, как символ смирения и взаимного служения (Иоан. 13,1-17).

Вечеря Господня является воспоминанием тяжких страданий и смерти Господа Иисуса Христа (Лук. 22,19; 1 Кор. 11,23-25). К участию в Вечере Господней нужно приступать достойно, с чистой совестью перед Богом и людьми.

В Священном Писании находим еще один обряд – елепоомазание больного человека с молитвой об его исцелении (Иак. 5,14-15).
Церковь проводит захоронения своим членам и друзьям, утешая родственников умерших Словом Божьим.

Тексты для анализа: Мар. 16,16; Деян. 2,38-39; Евр. 6,1-3; Деян. 8,14-17; Деян. 9,17; 2 Тим. 1,6-7; Мар. 16,17-18; Быт. 48,13-14; Мат. 26,26-29; 1 Кор. 11,23-29

19. Храм Божий

Храм Божий был и остается единственным центром Божьего служения. В Ветхом Завете материальный Храм Божий был местом встречи людей с Богом. Состоял из Святого и Святое-святых. Он имел разные названия: «скиния», «шатер собрания», «скиния свидетельства», «Дом Божий». Служение в этом храме заключалось прежде всего в жертвоприношении. Храм и его служение имели символическое значение, были прообразом Духовного Храма и служения в нем (Евр. 9,1-10; Евр. 10,1-18). Со смертью Иисуса Христа ветхозаветный храм потерял свое значение. Возник новый – духовный храм, строителем которого является сам Господь (Мат. 16,18; Евр. 8,1-2). Во времена Нового Завета Божьим Храмом является церковь Иисуса Христа, которую Он приобрел себе своей кровью (1 Кор. 6,20; 1 Пет. 1,17-19). Это храм Его тела, который состоит из живых камней, то есть из людей (Иоан. 2,19-21; Еф. 5,30; 1 Пет. 2,5; Рим. 12,4-5). Каждый верующий в церкви Христовой (храме Его тела) может лично быть храмом Божьим (1 Кор. 3,16; 1 Кор. 6,19). Этот новый Духовный Храм еще называется небесным, поскольку имеет небесное происхождение и тесную связь с небом. Он состоит из нашего Бога (Иез. 11,16), Иисуса Христа (Иоан. 2,21; Евр. 9,11-15; ср. Отк. 21,22) и народа Божьего (1 Кор. 3,16-17; 1 Кор. 6,19-20; 2 Кор. 6,16-18; Еф. 2,19-22). Небесный храм – это не материальное строение на небе или на земле. Это прекрасная духовная действительность Божьего народа, который находится в общении с Богом и Спасителем Иисусом Христом (Еф. 2,19-22). В этом Храме происходит совершенное спасительное Божие Служение. Единственным Первосвященником Небесного Храма является Иисус Христос, который одновременно является его фундаментом, краеугольным камнем, слугой и Господом. Служение заключается в проповеди Слова спасения, в принесении духовных жертв (молитв), в служении спасения другим людям. Народ Божий, будучи Храмом Божиим, заботится о его чистоте и святости.

Несколько библейских цитат на эту тему:

«И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом» (1 Пет. 2,5).

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3,16 ).

«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 19-22).

Тексты для анализа: Исх. 25,8; Числ. 9,15; Деян. 7,44,47-48; Мат. 27,51; 1 Тим. 3,15; Зах. 6,12-13; 1 Пет. 2,5-9; Еф. 2,6,19-22; Еф. 5,27; 1 Кор. 3,9; Евр. 3,6; Евр. 12,22-24; Иоан. 14,23; Иоан. 15,19; Иоан. 17,14; Отк. 21.

20. Второе пришествие Иисуса Христа

Основой веры и надежды христиан является славное пришествие Господа Иисуса Христа. Оно будет наибольшим событием будущего и причиной величайшей радости детей Божьих. Обетование о втором пришествии Господа Иисуса было известно еще в Ветхом Завете (Иуд. 1,14-15; Пс. 49,3-5). Иисус Христос в Своем Слове дал нам гарантию, что Он в свое время вернется и заберет нас к Себе (Иоан. 14,1-3). Об этом свидетельствовали также ангелы Божьи (Деян. 1,10-11). Этой благословенной надеждой жили первые христиане (Тит. 2,11-14). Этим обетованием заканчивается Божья Книга (Отк. 22,12,20-21). Христиане связывают с этим событием все свои вечные надежды. В момент пришествия Иисуса Христа произойдет воскресение праведных (Иоан. 5,28-29; Отк. 20,4-5). Живые праведники в мгновение изменятся и все вместе будут забраны Иисусом в «Дом Отца» (1 Кор. 15,51-52; 1 Фес. 4,16-17; Фил. 3,20-21; Иоан. 14,1-3). Когда это произойдет, никто из людей знать не может. День пришествия Иисуса Христа для людей является тайной (Мар. 13,32). Однако Слово Божье призывает быть бдительными, внимательно наблюдать за признаками времени и приготовить себя на этот великий день (Мар. 13,33-37; 1 Фес. 5,16-23). Пришествие Иисуса Христа – это событие, которое увидят все (Мат. 24,27; Мат. 26,64; Отк. 1,7). Придет Он во славе Отца со святыми ангелами (Мат. 26,64; Мар. 8,38; Лук. 21,27). Для одних этот момент будет трагическим, а для других – очень радостным (Мат. 24,30; Лук. 21,28). Истинные христиане искренне желают пришествия Христова (Отк. 22,20). Во время пришествия Иисуса Христа будет окончательно решена вечная судьба праведных и неправедных.

Вот несколько цитат Слова Божьего на эту тему:

«Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши, потому что пришествие Господне приближается» (Иак. 5,8).

«Приготовься к сретению Бога твоего, Израиль» (Ам. 4,12).

«Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око…» (Отк. 1,7).

«Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко, при дверях» (Мар. 13,29).

Тексты для анализа: Мат. 24,27-30, 32-36; 1 Кор. 15,50-54; Фил. 3,20-21; Мат. 24,14; Лук. 18,8

21. Воскресение из мертвых

На основании Слова Божьего верим также в воскресение из мертвых всех людей (Деян. 24,15). Однако не все воскреснут одновременно. Библия учит нас, что праведные Божьи дети воскреснут в первом воскресении, которое наступит в день пришествия Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 4,16; Отк. 20,6). Они воскреснут для вечной жизни в «доме Отца Небесного» – в новом небе, на новой земле. Другие люди воскреснут после тысячелетнего периода (Отк. 20,5). Они должны воскреснуть, чтобы получить возмездие за свои поступки и грешную жизнь (Отк. 20,13; Отк. 22,12). Их участием будет «вторая смерть в озере огненном» (Отк. 20,14-15).

О воскресении Слово Божье говорит очень часто.

Праведный Иов:
«Уходят воды из озера, и река иссякает и высыхает: так человек ляжет и не станет; до скончания неба он не пробудится и не воспрянет от сна своего» (Иов. 14,11-12);

«А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию» (Иов. 19,25).

Иисус Христос:
«Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения» (Иоан. 5,28-29).

«Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Иоан. 11,25).

«Я был мертв, и се, жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти» (Отк. 1,18).

Апостол Павел:
«Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1 Кор. 15,22-23);

«Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1 Кор. 15,51-52).

«Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1 Фес. 4,16-17).

Дополнительные тексты для анализа: Ис. 26,19; Мат. 22,23-32; 1 Кор. 15,12-54; Лук. 14,12-14; Деян. 24,15; Евр. 6,2; Евр. 11,35; 2 Тим. 2,18

22. Суд Божий

Согласно воли Божией и Его Закона, человек, который хочет жить вечно, должен выполнять заповеди, данные Творцом. Непослушание делает человека виновным в преступлении, за это человек подлежит суду. Возмездием за грех является смерть (Рим. 6,23). Бог не ошибается, а это означает, что Его решения, принятые на суде, безошибочные и правильные. Все люди должны дать отчет о своей жизни (2 Кор. 5,10).

Библия различает несколько видов суда. Человек, который хочет избежать наказания суда Божьего, должен примириться с Богом, вступить с Ним в завет и жить святой набожной жизнью. Особое значение для спасения человека во время благодатного периода имеет суд Евангелия (1 Кор. 11,31-32; Иак. 2,12; 1 Пет. 4,17; Отк. 14,6). Под этим понятием понимаем данную Богом возможность принятия или отвержения Евангелия. Человек добровольно осуждает себя: или в жизнь вечную, или в поругание. После второго воскресения будет последний суд, судьей на котором будет Иисус Христос (Деян. 17,30-31; Отк. 20,11-13; Иоан. 5,22). Те, которые воскреснут в первом воскресении, не будут судимы на этом суде (Иоан. 3,18; 5,24). Приговор, вынесенный на последнем суде, будет окончательным.

«Иисус же возгласил и сказал: верующий в Меня не в Меня верует, но в Пославшего Меня. И видящий Меня видит Пославшего Меня. Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир. Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день. Ибо Я говорил не от Себя; но пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная. Итак, что Я говорю, говорю, как сказал Мне Отец» (Иоан. 12,44-50).

Тексты для анализа: Втор. 5,29; Рим. 6,23; Отк. 19,1-3; Еккл. 12,13-14; Мат. 25,31-45

23. Царство Божие и вечная жизнь

Все дети Божии, которые приняли Иисуса Христа как личного Спасителя, призванные быть гражданами Царства Божьего (Еф. 2,13-19). Вечная жизнь в Божьем Царстве – это самая большая мечта всех детей Божьих. Царство Божие есть везде, где распространяется власть и господство Иисуса Христа (Мат. 28,18). Царство Божие есть, без сомнения, на небе – там, где пребывает Бог (Пс. 98,1; 2 Кор. 12,2-4). Иисус Христос много учил о Царстве Божьем во многих своих притчах. Между прочим, Он сказал, что Царство Божье может быть в сердце человека (Лук. 17,21). Это Царство Божьей благодати, которое стало доступным для людей, благодаря Иисусу Христу (Мар. 1,15; Отк. 12,10). Бог Отец «избавил нас от власти тьмы и перенес в Царство возлюбленного Сына своего» (Кол. 1,13). Уже сегодня, победив грех и зло, мы можем принадлежать к Царству Божьему. Мы Его народ, взятый в Его собственность (1 Пет. 2,9).

Однако со вторым пришествием Иисуса Христа, после воскресения праведных, начнется период тысячелетнего царствования спасенных со Христом в небе (Отк. 20,4). Это, так называемое, «тысячелетнее царство». Земля в течение этого времени будет опустошенной. После тысячелетия наступит воскресение неправедных и Последний суд, на котором будет вынесен Божий приговор на всякое нечестие. Сатана, и его ангелы, и все неправедные люди будут брошены в «озеро огненное, горящее серою». Это вторая смерть – окончательное уничтожение всякого зла. Тогда также будет уничтожена наша земля, а спасенный народ наследует Новую Землю на вечное проживание. Наступит вечное Царство Божье!

«Господь царствует: да радуется земля, да веселятся многочисленные острова!» (Пс. 96,1);

«И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно» (Дан. 2,44);

«Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1,32-33);

«Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мар. 1,15);

«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лук. 12,32);

«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17);

«И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков (Отк. 11,15).

Дополнительные тексты для анализа: Ис. 65,17; 2 Пет. 3,9-13; Отк. 6,12-17; Отк. 20,4-15; Отк. 21,1-5

Залишити відповідь

Ще на сайті

Біблійні курси

Категорії

Наші соціальні мережі

Останні коментарі

Ігор
Дуже хороша стаття. Об'єктивно, широко охоплено. Думаю, що Господь мене на неї повів. Сильно і правильно.
Оля Качалина
Подписываюсь под каждым словом. Слава Богу, очень грамотно и верно. Да Благословит Бог Вас , автор!
Иван
Коментар до 2300 Вечеров и утр:
Я представляю себе удивление вашей жены, которая послала вас купить 5 арбузов и дынь, а в итоге получила: .... О, чудо математики! О, горе мыслители!
Алексей
Отличная статья, благодарю!
KingRofl
Ст. 10-11 Иисус говорит ему; омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты

Теми