Пророчество Авдия: трагическое будущее «альфа-самцов»

Книга пророка Авдия – наименьшая по объему из всех пророческих книг Библии. Ссылки и цитаты на нее в христианской литературе – достаточно редки. Объяснение сему факту – стандартное: это Ветхий Завет, к нам данное пророчество прямого отношения не имеет, для нас это историческая книга, не более того. Признаюсь, и я сам так думал до недавнего времени. Однако совсем недавно я обнаружил в этой книге достаточно глубокий, вневременной смысл.

Одна-единственная глава книги пророка Авдия описывает видение пророка, в котором Господь открывает ему будущее Едома (Авд. 1:1). Едом – это второе имя или же нарицательное прозвище родоначальника идумеев Исава (Быт. 36:1, 9), которое связывается со словом «красный» (Быт. 25:25). Согласно преданию, считается, что Исав обладал ярко рыжими волосами. Кроме того, на эту же этимологию второго имени Исава намекает его желание поесть пресловутой чечевичной похлебки, которая также имела красноватый цвет (Быт. 25:30)

Помимо «красноты» Исав обладал еще одной характерной внешней чертой – повышенной растительностью на теле (Быт. 25:25). Такая черта – это признак избытка тестостерона, мужского полового гормона. Исава бы сегодня назвали «альфа-самцом», в терминологии А. Протопопова это был «высокоранговый высокопримативный» мужчина. Его род занятий (охотник) также много говорит о его характере. Исав был блестящим воином и впоследствии мы видим его командиром целого батальона (Быт. 33:1). Оружие было стихией Исава, и все, что связанно с оружием давалось ему очень легко

Можно со 100%-й вероятностью утверждать, что Исав пользовался большим успехом у женщин и имел большой опыт добрачных сексуальных связей. На это намекает и само Писание, называя Исава блудником (Евр. 12:16). Его брак в сорокалетнем возрасте (Быт. 26:34) – это брак «нагулявшегося» блудника. Исав прямо не покаялся грехах своей молодости и не остепенился. Он просто решил «притормозить» свои похождения, мотивируя это тем, что сорокалетнему мужчине уже «не пристало» вести тот развязный образ жизни, который Исав вел до этого.

Исав был классическим «мачо» – умелый охотник с превосходными физическими данными, «человек полей» (Быт. 25:27). Он не любил сидеть дома, предпочитая этой «скукотище» постоянные «тусовки» и развлечения. Одним словом – «крутой». Испанское слово «мачо» буквально означает «самец». В более широком смысле это слово характеризует мужчину с ярко выраженной маскулинностью – силой и агрессией. Количество жен и детей Исава (Быт. 36:2-5) также говорит в пользу его большой популярности у женщин и большой сексуальной силы. Но Исаву всей этой «крутизны» характера было мало. Он вдобавок ко всему был очень богат (Ис. 33:9).

Источников этого богатства могло быть сразу несколько. Во-первых, Исав получил приданное на всех своих жен. Во-вторых, Исаак предрек, что Исав будет жить своим мечом (Быт. 27:40). То есть Исав мог с помощью силы мог захватить имущество у других. Наконец, в-третьих, в отсутствие Иакова Исав мог «прикарманить» большую часть имущества своего отца, хотя по закону первородства двойная доля причиталась Иакову. Как бы там ни было, Библия говорит нам, что «взял Исав жен своих и сыновей своих, и дочерей своих, и всех людей дома своего, и стада свои, и весь скот свой, и все имение свое, которое он приобрел в земле Ханаанской, и пошел в другую землю от лица Иакова, брата своего, ибо имение их было так велико, что они не могли жить вместе, и земля странствования их не вмещала их, по множеству стад их» (Быт. 36:6-7).

Итак, Исав одновременно богат, физически силен и успешен у женщин. Сегодня печатные СМИ, телевидение и интернет активно пропагандируют образ жизни Исава. Дорогие автомобили и одежда, ночные клубы и толпы поклонниц, абсолютная безответственность, показной шик и гламур – это все о современных подражателях Исава. Парням поведение такого «альфа-самца» навязывается как образец для подражания, а девушкам – как признак «идеального мужчины». Такие исавы ведут себя развязно и грубо, сорят деньгами, могут спрыгнуть с моста, чтобы доказать свою любовь и дать кулаком по лицу любому «обидчику». На первый взгляд, не мужчина, а мечта!

Однако на самом деле «альфа-самец» отнюдь не идеальный мужчина. Даже неверующие психологи, которые адекватно оценивают ситуацию, рассматривают образ жизни альфа-самца как форму дефектного мужского поведения. Так, А. Бирюков отмечает, что в основе «альфа-самцового» поведения лежит неуверенность в себе и желание подавить имеющийся комплекс неполноценности[1]. Исав, как типичный высокоранговый высокопримативный мужчина, все время стремился доказать окружающим, насколько он «крут». Окружающие прекрасно видели эту слабость Исава и играли на ней. Они понимали: Исав нуждается в том, чтобы окружающие признавали его «крутизну» и использовали это в своих целях.

Исавом манипулировали все – мать, брат, по всей вероятности, жены и дети, возможно даже подчиненные. Ему бросали «вызов» и брали «на слабо». Вспомним, как Исав продал свое первородство за чечевичную похлебку (Быт. 25:30-34). Это было результатом тонкой манипуляции Иакова, который спровоцировал брата, именно взяв его «на слабо». Казалось бы, между первородством и похлебкой – никакой связи, но Иаков, зная своего брата, использует его чувство голода и как бы спрашивает: «Ты голоден? Тебе слабо продать мне свое первородство?». Для сравнения: когда дьявол в пустыне подошел к Иисусу с похожей провокацией, Иисус резко отверг ее (Мф. 4:1-4).

Многочисленные сексуальные похождения Исава тоже были попыткой доказать, что он «крутой» и может позволить себе столько женщин, сколько захочет. Его женитьба на хананеянках (Быт. 26:34-35) была попыткой доказать родителям, что он уже взрослый, самостоятельный и может действовать без оглядки на их мнение. В то же время брак с дочерью Измаила (Быт. 28:8-9) был для Исава попыткой доказать родителям, что он изменился. Беря себе в жены Махалафу Исав, как мне кажется, рассчитывал переубедить отца и таким образом вернуть себе благословение первородного, которое хитростью получил Иаков (Быт. 27:1-40).

Желание доказать свою «крутость» будет преследовать Исава всю жизнь. По сути, ему хватило бы и небольшого отряда, чтобы захватить в плен Иакова. Но Исав снаряжает батальон из четырехсот человек для демонстрации своей силы и преимущества (Быт. 32:6). Я полагаю, что этот батальон не состоял из наемников, которых Исав нанял специально для этой «операции». Гораздо вероятнее, что четыре сотни вооруженных мужчин, сопровождавших Исава – это были его рабы или подчиненные, которые постоянно пребывали у Исава на службе. Тем безответственнее выглядит поступок Исава.

Ради того, чтобы свести счеты с братом и поквитаться с ним, Исав забывает об охране своих жен, детей и имущества. Он снаряжает всех боеспособных мужчин, которые находятся в его подчинении, на показательную «карательную акцию» против брата. Четыреста взрослых мужчин подняты по «боевой тревоге» ради амбиций и комплексом Исава. Много позже так же поступит Саул: он пошлет армию гоняться за Давидом, а филистимляние воспользуются этим и нападут на Израиль (см. 1 Цар. 19:19-20; 23:1, 27).

Почему Исав хотел наказать Иакова максимально публично? Я полагаю, что Исав не просто хотел убить Иакова, как собирался еще 20 лет назад (Быт. 27:41). Он хотел показательно унизить брата и таким образом отомстить Иакову за то унижение, которому подвергся, получив меньше отцовского благословения. Горечь «поражения» в борьбе за благословение разъедала Исава изнутри. При этом ему, как мне кажется, было важно не само благословение, а азарт борьбы и вкус победы. Исав злился не столько на то, что брат получил больше благословения, сколько на то, что Иакову удалось «обыграть» его.

Для «альфа-самца» немыслимо, что он может кому-то проиграть. Мысль о том, что другой человек превосходит его, была для Исава болезненной. Так же, как для Саула была болезненной мысль, что Давиду дали больше славы, чем самому Саулу (1 Цар. 18:6-8). И так же, как царь Саул завидовал пастуху Давиду, Исав завидовал Иакову. Будучи физически сильнее Иакова, политически влиятельнее его и гораздо успешнее в бизнесе, Исав спустя многие годы по-прежнему испытывает комплекс неполноценности перед братом. Даже после примирения он пытается доказать свою силу и влиятельность. Исав предлагает Иакову вместе жить в Сеире (Быт. 33:12). На мой взгляд, это предложение продиктовано желанием держать Иакова «под колпаком» и сделать брата административно зависимым от себя.

Исав был горд своей «крутизной» и безгранично самоуверен. Именно эти качества от своего праотца унаследовал весь его народ:

«Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: “кто низринет меня на землю?”»

Авд. 1:3

Это описание в точности соответствует историческим фактам. Столицей Идумеи был древний город Петра, находящийся на высокой горе, как символ превозношения едомлян над другими народами. Этот памятник человеческой гордости известен не только своей высотой, но и своими кровавыми человеческими жертвоприношениями. Самой высокой точкой города был алтарь, расположенный на вершине Зибби-Аттуф. К этому алтарю из Петры вели крутые ступени, по которым стекала человеческая кровь[2].

Библия устами пророка Авдия, не просто констатирует дефектность «альфа-самцового» поведения потомков Исава. Божий пророк предрекает катастрофические последствия демонстративно-показной «крутизны» Едома:

«Вот, Я сделал тебя малым между народами, и ты в большом презрении»

Авд. 1:2

Потомки Исава – яркая иллюстрация известной евангельской закономерности: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11). Из этих слов Господа можно вывести еще одну закономерность: чем больше человек будет себя возвышать, тем более жестким и болезненным для него будет «унижение» от Бога. Посмотрите, что произошло с потомками Исава:

«Хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь. Не воры ли приходили к тебе? не ночные ли грабители, что ты так разорен? Но они украли бы столько, сколько надобно им. Если бы проникли к тебе обиратели винограда, то и они разве не оставили бы несколько ягод? Как обобрано все у Исава и обысканы тайники его! До границы выпроводят тебя все союзники твои, обманут тебя, одолеют тебя живущие с тобою в мире, ядущие хлеб твой нанесут тебе удар. Нет в нем смысла! Не в тот ли день это будет, говорит Господь, когда Я истреблю мудрых в Едоме и благоразумных на горе Исава

Авд. 1:2, 4-8

Здесь мы видим всеобъемлющее унижение «альфа-самцов», кичившихся своей «крутизной». Господь не только смиряет этих гордецов, но и отнимает у них все, что составляет основу их уверенности в собственной «крутизне» – имущество, союзников и мудрость с благоразумием. Со тех времен греховная природа человека мало изменилась. И сегодняшние подражатели Исава базируют свою «крутость» на все тех же «трех китах», которые описаны Авдием – материальные блага, социальные связи и знания.

Думаю, что всем доводилось видеть людей, которые хвастались толщиной своего кошелька, знакомствами с нужными людьми и уровнем своего образования. Наверняка мы слышали, как из их уст то и дело слетают фразы типа «Деньги решают все», «Я дружу с таким-то», «Кто владеет информацией, тот владеет миром» и т.п. Так вот, Бог через Авдия показывает, что все эти опоры – ненадежны. Деньги украдут, союзники предадут, а знание упразднится (см. Мф. 6:19-20; 1 Кор. 13:8). И в этом контексте пророчество Авдия приобретает глубоко эсхатологический смысл:

«Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено, – и на все кедры Ливанские, высокие и превозносящиеся, и на все дубы Васанские, и на все высокие горы, и на все возвышающиеся холмы, и на всякую высокую башню, и на всякую крепкую стену, и на все корабли Фарсисские, и на все вожделенные украшения их. И падет величие человеческое, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день»

Ис. 2:11-17

Притча о безумном богаче (Лк. 12:16-21) – это посрамление тех, кто считает себя «крутым» по причине величины своего богатства. История низверженного Навуходоносора (Дан. 4:16-34) – посрамление тех, кто видит свою «крутизну» во власти, положении и связях. Наконец, Божье избрание ко спасению – к посрамлению тех, кто гордится знанием (1 Кор. 1:18-31). Все, чем можно хвалиться в этом мире, будь то материальные блага, социальные связи или глубокие знания – это преходящее преимущество. В вечной перспективе все эти активы обесценятся, а непреходящую ценность будет иметь только одна «инвестиция»:

«Да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я – Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь»

Иер. 9:23-24

Достоин не тот, кто сам себя хвалит. Достоин тот, кого хвалит Господь (2 Кор. 10:18). А Господь будет хвалить только того, кто свои деньги, связи и знания направит на то, чтобы создавать авторитет Господу и прославлять Его: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9). Все, чем мы обладаем в этой земной жизни, независимо от того, законно или незаконно мы это приобрели, – это богатство неправедное. Когда этому миру придет конец, все, имеющее в нем значимость, утратит свою ценность. Мы непременно «обнищаем» с земной точки зрения. Зная о том, что наши активы неизбежно девальвируют, наиболее разумным инвестиционным решением будет обменять их на то, что будет иметь ценность и в вечности.

В противовес этому потомки Исава сочли нужным всеми правдами и неправдами приобретать себе богатство неправедное и накоплять его. Скрытое вредительство, открытое предательство, объединение с врагами Божьего народа (потомков Иакова), откровенно «шакальий» принцип «грабь во время пожара» – все это об «альфа-самцах» из потомства Исава и их отношениях со своими братьями евреями. Едомляне не были доброжелателями Божьего народа. Они даже не позволили евреям пройти по их земле при исходе из Египта (Числ. 20:14-21)! Бог осуждает едомлян и прямо говорит им о том, что такое поведение будет иметь соответствующие последствия:

«Не следовало бы тебе злорадно смотреть на день брата твоего, на день отчуждения его; не следовало бы радоваться о сынах Иуды в день гибели их и расширять рот в день бедствия. Не следовало бы тебе входить в ворота народа Моего в день несчастья его и даже смотреть на злополучие его в день погибели его, ни касаться имущества его в день бедствия его, ни стоять на перекрестках для убивания бежавших его, ни выдавать уцелевших из него в день бедствия. Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою»

Авд. 1:12-15

Милостивые будут помилованы (Мф. 5:7), а с лукавыми Бог поступит по их лукавству (Пс. 17:26-27). Желание воспользоваться слабостью ближнего и подтолкнуть его к падению известный философ Фридрих Ницше обозначил как характерную черту сверхчеловека – того, кто «убил в себе раба», переступив через Божьи заповеди и моральные ценности. Похоже, что потомки Исава были эдакими ницшеанцами древности: вместо помощи находящимся в трудном положении евреям, едомляне завладели их имуществом и даже выдали тех немногих уцелевших, которые пытались найти спасение в земле потомков Исава.

Хороший пример взаимоотношений между потомками Иакова и Исава – Доик идумеянин, который был слугой нечестивого Саула и по его приказу убил 85 священников Господних (1 Цар. 22:18). Такое отношение Доика к Божьим слугам отражало общую тенденцию. Для того, чтобы более полно представить как потомки Исава относились к Богу своих отцов Авраама и Исаака, возьмем свидетельство псалмопевца: «Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: “разрушайте, разрушайте до основания его”» (Пс. 136:7). Потомки Исава поклонялись идолам, и однажды даже еврейский царь Амасия после победы над идумеями зачем-то принес их богов к себе в Израиль и поклонялся им (2 Пар. 25:14).

Не будем забывать, что согласно Писанию идумеи (потомки Исава) считались братьями для евреев (Втор. 23:7). И это вполне логично, ведь прародители обоих народов действительно были родными братьями. Однако мы видим, что Едом «преследовал брата своего мечом, подавил чувства родства, свирепствовал постоянно во гневе своем и всегда сохранял ярость свою» (Ам. 1:11). Идумеи поступили с евреями хуже, чем рабами. Даже раба, прибежавшего от жесткого господина, нельзя было выдавать этому господину (Втор. 23:15-16). Здесь же идет речь о предательстве братьев, о циничных и жестоких money talk и realpolitik, когда человек жарит шашлык на огне, возникшем вследствие пожара у соседа.

Задумаемся: не происходит ли в нашей жизни так, что мы пользуемся  несчастиями других людей для достижения собственных целей? Нет, мы не продаем наших друзей в рабство и не собираем деньги для наших больных братьев, чтобы потом эти деньги украсть. Но, возможно, мы пользуемся острой нуждой молодой семьи в отдельном жилье, чтобы продать или сдать им квартиру подороже. Или заставляем наших подчиненных поддерживать наши богословские взгляды, пользуясь их финансовой зависимостью от нас. Или даже шантажируем неугодных нам членов церкви неким личным «компроматом», чтобы они не озвучивали то, что мы не хотим слышать.

Все это – поведение Исава и его потомков, которых Протопопов охарактеризовал бы как высокоранговых «альфа-самцов», а Ницше – как сверхчеловеков, имеющих «мораль аристократов» вместо христианской «морали рабов». Такие должны «далеко пойти» и многого достигнуть. Однако Бог дает этому поведению совсем иную оценку и предрекает едомлянам совсем иное будущее:

«За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд и ты истреблен будешь навсегда. В тот день, когда ты стоял напротив, в тот день, когда чужие уводили войско его в плен и иноплеменники вошли в ворота его и бросали жребий о Иерусалиме, ты был как один из них»

Авд. 1:10-11

Альфа-самцов ждет не честь и слава, а позор и небытие! Писание говорит нам, что земные цари принесут свою славу и честь в новый Иерусалим (Откр. 21:24-26). Таким образом, свою славу и честь смогут сохранить только те, кто смиренно преклонится перед Божьим величием и вместо того, чтобы хвастаться своими достижениями скромно скажет: «Все, что могу – во славу Божью!». Так свою славу и честь смог сохранить персидский царь Кир, который заявил: «Все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее» (Ездр. 1:2).

Хвастовство – признак альфа-самцовости и высокой примативности, отличительные черты которой – излишняя импульсивность, безответственность и склонность к разбойничьему, а не к трудовому образу жизни. Именно разбойничий образ жизни Исава и его потомков Авдий называет как основную причину Божьего суда над ними. В противовес Исаву его брат Иаков никогда не отличался хвастовством и показной демонстрацией своей «крутизны». Уже в очень почтенном возрасте Иаков заявил, что является скромной овечкой, которую Бог пасет в течении всей жизни (Быт. 48:15).

Смирение Иакова победило гордость Исава. Еще Ревекке было сказано, что «крутой» Исав будет служить кроткому Иакову (Быт. 25:23; Рим. 9:12). Впоследствии Господь Сам открывает суть Своего отношения к братьям: «Не брат ли Исав Иакову? говорит Господь; и однако же Я возлюбил Иакова, а Исава возненавидел и предал горы его опустошению, и владения его – шакалам пустыни. Если Едом скажет: “мы разорены, но мы восстановим разрушенное”, то Господь Саваоф говорит: они построят, а Я разрушу, и прозовут их областью нечестивою, народом, на который Господь прогневался навсегда» (Мал. 1:2-4).

Пророк Авдий ясно говорит, что потомство Исава будет истреблено. Причем речь идет не о временном, тактическом наказании, за которым последует помилование. Речь идет о тотальной, аннигилистической участи народа, который произошел от Исава:

«И дом Иакова будет огнем, и дом Иосифа – пламенем, а дом Исавов – соломою: зажгут его, и истребят его, и никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это»

Авд. 1:18

Пророчество Авдия о Едоме весьма сходно с пророчествами Исайи, Иеремии и Иезекииля, которые также предрекают потомкам Исава тотальное истребление (Ис. 34:16-25; Иер. 49:7-22; Иез. 25:12-14). Однако Авдий идет дальше, чем эти великие пророки: он не просто говорит об истреблении едомлян, он говорит о том, что едомлян «проглотят и будут, как бы их не было» (Авд. 1:16).

«Альфа-самец» типа Исава, как правило, убежден в особой, почти мессианской роли своей личности в истории. Ему обязательно нужно поставить некий памятник своего величия и начертать на нем свое имя, дабы снискать славу у потомков (см. Дан. 4:27). Так вот, Господь лишит «альфа-самцов» типа Исава их сокровенной мечты. Никто не будет их знать и никто не будет помнить об их делах. Все забудут этих гордецов и хвастунов, так, словно их никогда и не было. Дом Иакова (еврейский народ) до сих пор живет, он многочислен и распространен по всему миру, а дом Исава остался только в музеях.

Сравнение дома Исава с соломой (Авд. 1:18) обозначает не только физическое истребление его потомков, но и отсутствие какой-либо памяти о них (см. Авд. 1:8-10; ср. Ис. 10:16-17). По сути, потомки Исава являются для нас прообразом грядущего наказания главного гордеца и бунтаря – дьявола, а также всех нечестивых людей: «В преисподнюю низвержена гордыня твоя со всем шумом твоим; под тобою подстилается червь, и черви – покров твой… Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут как солома, и попалит их грядущий день, говорит Господь Саваоф, так что не оставит у них ни корня, ни ветвей.» (Ис. 14:11; Мал. 4:1).

Все мы знаем грозные слова, записанные апостолом Иоанном в книге Откровение: «Кто поклоняется зверю и образу его и принимает начертание на чело свое, или на руку свою, тот будет пить вино ярости Божией, вино цельное, приготовленное в чаше гнева Его, и будет мучим в огне и сере пред святыми Ангелами и пред Агнцем; и дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его» (Откр. 14:9-11). Однако лишь немногие знают, что в этом тексте есть идиома из пророчества, сказанного некогда Исайей о земле Едома:

«И превратятся реки его в смолу, и прах его – в серу, и будет земля его горящею смолою: не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней»

Ис. 34:9-10

Как видим, у пророка Авдия описана трагическая участь «альфа-самцов». Прочитав о ней, те из нас, кто до этого еще завидовал «альфа-самцам», наверняка скажут вслед за Асафом: «И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих, доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их» (Пс. 72:16-17).

Однако книга пророка Авдия – не только о грехах и наказании за грехи, не только о гордости и ее посрамлении, не только о прошлом и грядущем суде. В этой книге мы можем встретить краткое, но поистине евангельское обетование: «И придут спасители на гору Сион, чтобы судить гору Исава, и будет царство Господа» (Авд. 1:21). Гораздо позже апостол Павел в своем послании конкретизировал пророчество Авдия:

«Будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом – оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству»

2 Фес. 1:5-10

Согласно книге пророка Авдия, Царство Господа наступает после суда над Исавом. Таким же образом и у апостола Павла Бог будет «все во всем» только после того, как упразднит всякое начальство, власть и силу, покорит всех врагов под ноги Свои и истребит смерть (см. 1 Кор. 15:24-28). Смерть и ад будут повержены в озеро огненное (Откр. 20:14) и не будет ничего проклятого (Откр. 22:3). Это и есть Царство Божье, которое будет «хорошо весьма» (ср. Быт. 1:31) и в своей красоте, по всей видимости, превзойдет красоту первоначального Божьего творения.

Максим Нестеренко,

17.10.2020


[1] Бирюков А.Н. Ненастоящий мужчина. – Рязань: Из-во Рязанской обл. типографии, 2014. – С. 331-334.

[2] См.: Опарин А.А. Кровавые ступени к солнцу. – https://www.youtube.com/watch?v=8WbMTBW5C5E.

Залишити відповідь

Ще на сайті

Молитва подяки за народжену дитину в сім’ї брата Івана та сестри Нелі Тяско. Добрий Бог подарував їм ще одну дитину, чудову дівчинку яку звати Наомі. Щасливий момент з життя нашої Церкві. Слава Богу за їхню сім’ю
Молитва подяки за народжену дитину в сім’ї брата Романа і сестри Андріяни Рішко, це їхня перша дитина, чудовий хлопчик на ім’я Алекс. Народження цієї дитини це ще одне Боже чудо, яке Він зробив в нашій Церкві. Божа доброта, Його любов та милість наповнює наші сім’ї, це благословіння дітьми. Прекрасний і щасливий момент життя. Слава Богу за їхню сім’ю.

Біблійні курси

Категорії

Наші соціальні мережі

Останні коментарі

Ігор
Дуже хороша стаття. Об'єктивно, широко охоплено. Думаю, що Господь мене на неї повів. Сильно і правильно.
Оля Качалина
Подписываюсь под каждым словом. Слава Богу, очень грамотно и верно. Да Благословит Бог Вас , автор!
Иван
Коментар до 2300 Вечеров и утр:
Я представляю себе удивление вашей жены, которая послала вас купить 5 арбузов и дынь, а в итоге получила: .... О, чудо математики! О, горе мыслители!
Алексей
Отличная статья, благодарю!
KingRofl
Ст. 10-11 Иисус говорит ему; омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все. Ибо знал Он предателя Своего, потому и сказал: не все вы чисты

Теми