Знамение Ионы пророка

В наше время среди христиан обострилась дискуссия на тему последних дней земной жизни Христа. Появилось немало противников традиционной интерпретации Евангелия, согласно которой Господь умер в шестой (т.е. пятницу) и воскрес в первый день недели. Главный аргумент противников данной интерпретации состоит в том, что она не дает места для того, чтобы исполнилось «знамение Ионы пророка»[1]. В свою очередь, это знамение, как утверждают сторонники «нового взгляда», говорит о пребывании Христа в могиле на протяжении 72-х часов.

Примерно 7-8 лет назад я тоже заинтересовался вопросом о том, что же такое знамение Ионы пророка. Ни традиционный, ни  «новый» взгляды не представлялись для меня вполне удовлетворительными. Поэтому, посвятив определенное время исследованию вопроса, я сформулировал свой собственный  взгляд на эту тему. Публикуя его, я не хочу провоцировать споры, а лишь призываю к открытому и честному обсуждению интересного библейского вопроса.

Ключевым текстом в нашем сегодняшнем размышлении будут слова нашего Господа Иисуса Христа:

«Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40)

Именно из этого текста сторонники «нового взгляда» делают вывод о том, что Христос после Своей смерти будет находиться в могиле в течение 72-х часов. Первое, что меня всегда поражало – это то, что практически все сторонники данной теории сразу делают акцент на трех днях и трех ночах. По сути, они игнорируют словосочетание «сердце земли». А между тем именно в этом словосочетании содержится ключ к пониманию всего текста!

Я искренне не понимаю, почему сторонники 72-часовой теории полагают, что «сердце земли» – это непременно могила. Если бы Христос хотел сказать о времени Своего пребывания в могиле, Он прямо сказал бы, что речь о могиле, а не прибегал бы к более замысловатому выражению «сердце земли». Скажем, один из английских переводов говорит о том, что Христос три дня и три ночи будет «глубоко в земле» (Мф. 12:40, Contemporary English Version[2]). Христа похоронили в пещере, высеченной в скале (Мф. 27:60; Мк. 15:46; Лк. 23:53). Говорить о том, что Его могила была глубоко под землей – во всех отношениях некорректно.

На мой взгляд, текст Мф. 12:40 вообще никак не связан с пребыванием Христа в могиле и говорит совершенно о другом эпизоде из жизни Господа. Так что же такое «сердце земли», в котором пребывал Христос? Возможно, ответ на этот вопрос дадут нам следующие слова апостола Павла:

«Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А “восшел” что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли?» (Еф. 4:8-9)

Некоторые христиане полагают, что Христос после Своей смерти «спускался в ад», чтобы вывести оттуда ветхозаветних праведников. Поэтому и текст Еф. 4:9 они соотносят именно с этим представлением. Однако для нас вполне очевидно, что в 1 Пет. 3:18-20 апостол говорит о том, что Христа воскресил Тот самый Святой Дух, Который был в Ное, когда тот проповедовал перед потопом (2 Пет. 2:5). Развивая мысль, апостол Петр сравнивает с потопом водное крещение: потоп похоронил грехи людей вместе с ними, а водное крещение хоронит грехи людей, оставляя их в живых. Происходит это благодаря тому, что Христос восшел на небо и пребывает одесную Отца (1 Пет. 3:21-22).

В тексте Еф. 4:8 апостол Павел цитирует следующий ветхозаветний текст:

«Ты восшел на высоту, пленил плен, принял дары для человеков, так чтоб и из противящихся могли обитать у Господа Бога» (Пс. 67:19)

На мой взгляд, в этом тексте пророчески описывается последний из элементов «великой тайны благочестия», о которой Павел писал Тимофею:

«Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16)

«Вознесся во славе» в 1 Тим. 3:16 – это, безусловно, то же самое, что «восшел на высоту» в Пс. 67:19 и Еф. 4:8. Но что такое «нисходил прежде в преисподние места земли» в Еф. 4:9? В контексте цитаты Павла в послании к ефесянам и общей логики его рассуждений о миссии Христа в послании к Тимофею, можно предположить следующее. В Еф. 4:8-9 Павел сказал, что прежде, чем вознестись от земли во славе, Христос должен был спуститься на землю с небес. По сути, Павел говорит то же самое, что раньше Сам Христос сказал Никодиму:

«Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3:13)

Конечно, еще до воскресения Христа на небо восходили живыми Енох (Быт. 5:24) и Илия (4 Цар. 2:11). Также можно предположить, что еще до воскресения Христа был воскрешен и восшел на небо Моисей (Лк. 9:30; Иуд. 1:9). Однако никто из них перед своим восходом на небо предварительно не сходил с неба. Христос – единственный небожитель, Который восшел на небо, предварительно сойдя с него. Причем сошел Он с неба с конкретной миссией «пленить плен и дать дары человекам».

«Сердце земли» в Мф. 12:40 в греческом тексте обозначается словосочетанием καρδια τησ γησ. И если слово καρδια не оставляет сомнений относительно его перевода как «сердце», то слово γη помимо собственно значения «земля, почва, суша» имеет также значение «человечество». Мы считаем, что «сердце земли» в Мф. 12:40 и «преисподние места земли» в Еф. 4:9 – тексты, говорящие об одном и том же событии и что они указывают на одно и то же место пребывания Христа. Данную мысль подтверждает один из английских переводов:

«In the same way that Jonah spent three days and nights in the big fish, so will the Son of Man spend three days and nights in the depths of the earth» (Мф. 12:40, Good News Translation)

Вместо «сердце земли» в этом переводе Мф. 12:40 мы встречаем выражение «глубины земли», что явно намекает на «преисподние места земли» в Еф. 4:9. Тем более в Еф. 4:9 Павел употребляет греческое слово κατωτερος, которое помимо «преисподние» можно также переводить как «глубочайшие». А упомянутый выше перевод Contemporary English Version вообще употребляет в Мф. 12:40 и Еф. 4:9 одно и то же выражение «глубоко в земле» (англ. deep in the earth). Но и это еще не все!

Господь сходил с небес на землю с целью затем вознестись на небо, «пленить плен» (освободить людей от греха) и «дать дары человекам» (подарить человечеству спасение). Поэтому мы считаем, что «сердце земли» – это не могила, а человечество, люди, жившие на земле во время Первого пришествия Христа. И если «восшел на высоту» (Еф. 4:8) – это «вознесся во славе» (1 Тим. 3:16), то «нисходил прежде в преисподние места земли» (Еф. 4:9) – это стартовый элемент великой тайны благочестия: «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16).

Пребывание Христа в «сердце земли» – это Его пребывание на земле во время Первого пришествия, целью которого была заместительная жертва:

«Вот почему сказано: “Когда вознёсся Он, то взял с собой захваченных пленников и раздал дары людям”. Что же означает сказанное “Он вознёсся”, как не то, что Он также и спускался на землю?» (Еф. 4:8-9, перевод Всемирного библейского переводческого центра)
«Писание говорит поэтому: “Поднялся Он в высь небесную, пленных взял в плен и дал людям дары”. А что означает “поднялся”, как не то, что Он прежде “нисходил”, был и в самом низу, на самой земле?» (Еф. 4:8-9, перевод Заокского института)

«This is why it a says: “When he ascended on high, he took many captives and gave gifts to his people.” What does “he ascended” mean except that he also descended to the lower, earthly regions?[3]» (Еф. 4:8-9, New International Version)

«That is why the Scriptures say, “When he ascended to the heights, he led a crowd of captives and gave gifts to his people. Notice that it says “he ascended.” This clearly means that Christ also descended to our lowly world[4]» (Еф. 4:8-9, New Living Translation)

«Therefore it says, “When he ascended on high he captured captives; he gave gifts to men.” Now what is the meaning of “he ascended,” except that he also descended to the lower regions, namely, the earth?[5]» (Еф. 4:8-9, NET Bible)

Наша земля, место, где мы живем, для Христа была «преисподними местами» и «сердцем» земли. Поэтому знамение Ионы пророка связано не со сроком пребывания Христа в могиле, а со сроком Его пребывания на земле, среди людей. Данную гипотезу подтверждает также второй важный аспект, который упускают сторонники 72-часовой теории. Практически никто из них не утруждает себя тем, чтобы прочитать, а в чем же состоит знамение Ионы пророка согласно другому Евангелию:

«Род сей лукав, он ищет знамения, и знамение не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка; ибо как Иона был знамением для Ниневитян, так будет и Сын Человеческий для рода сего» (Лк. 11:29-30)

Очевидно, что знамением для ниневитян было наличие Ионы в Ниневии. Подобным образом наличие Христа в «сердце земли», т.е. среди людей на земле было знамением для людей того времени:

«Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной; и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:41; Лк. 11:32)

Фарисеи хотели знамения как доказательства того, что Иисус – Мессия (Мф. 12:38). Ключевая мысль, которую доносит Христос в обоих Евангелиях – знамением от Господа является не время Его пребывания в могиле, а сам факт пребывания Бога, явившегося во плоти (1 Тим. 3:16) на земле, среди жителей Иерусалима, Хоразина, Вифсаиды и других городов. Воплощенный Бог, который «по виду стал как человек» (Флп. 2:7; Рим. 8:3) – этот и только этот факт мог претендовать на то, чтобы быть тем самым единственным «знамением», доказывающим мессианство Иисуса:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14)

Христос сошел на землю, родившись от девы Марии (Лк. 1:34-35). Именно таким образом Он принял тело человека и оказался «в сердце земли». Исполнения пророчества Исайи достаточно, чтобы люди, жившие тогда на земле, уверовали, что Иисус – это и есть Мессия. Никакого другого знамения им действительно не давалось. Иисус доказывал Свое мессианство ссылками на Ветхий Завет (Ин. 5:39), но знамение – это доказательство через чудо, а не через логику (см. Суд. 6:36-40; 4 Цар. 20:9-11). Никакое чудо, кроме рождения Иисуса девой, Его мессианство не доказывало. Поэтому другого знамения «роду сему» (т.е. свидетелям первого пришествия Христа) действительно не давалось.

Знамение Ионы пророка для «рода сего» – это то, что Бог явился во плоти и ходил среди них, подобно обычному человеку. Вот почему апостолы придавали столь большое значение исповеданию Христа «пришедшим во плоти» (1 Ин. 4:2-3; 2 Ин. 1:7). Но что такое «три дня и три ночи» и почему именно этот срок Христос называет как срок Своего пребывания в «сердце земли»? Ведь Он провел во плоти на земле не три дня и три ночи, а более тридцати лет (см. Лк. 3:23). Для ответа на этот вопрос вновь обратимся к словам жизнеописанию нашего Господа:

«В тот день пришли некоторые из фарисеев и говорили Ему: выйди и удались отсюда, ибо Ирод хочет убить Тебя. И сказал им: пойдите, скажите этой лисице: се, изгоняю бесов и совершаю исцеления сегодня и завтра, и в третий день кончу; а впрочем, Мне должно ходить сегодня, завтра и в последующий день, потому что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима» (Лк. 13:31-33)

Иисус говорит о Своем земном служении. Мы знаем, что это служение продолжалось около трех лет, поскольку именно такой срок назначил Своему Сыну Бог Отец (см. Дан. 9:26-27). Когда Иисусу сообщили, что Ирод собирается Его убить, Он отнесся к этому спокойно. Наш Господь знал, что ни Ирод, ни кто-либо из иудеев ничего не сможет Ему сделать, потому что «еще не пришел час Его» (Ин. 7:30; Ин. 8:20). Только когда это час пришел, Бог попустил схватить Иисуса (Ин. 17:1; Лк. 22:53).

Время земного служения Господа составляло около трех лет, но Он пророчески называет их «сегодня, завтра и в последующий день». Земное служение Христа началось в тридцатилетнем возрасте с водного крещения и закончилось распятием, воскресением и вознесением на небо. Именно этот трехлетний срок я и считаю пребыванием Сына Человеческого в «сердце земли» на протяжении трех дней и трех ночей. Трехлетнее пребывание воплощенного Бога, на Которого при крещении сошел Святой Дух (Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22-23; Ин. 1:32), и было знамением Ионы пророка. Наличие Ионы в Ниневии было знамением для ниневитян, наличие Бога во плоти было знамением для «рода сего» (Лк. 11:30).

А в каком смысле Иона был знамением для ниневитян? Разве они знали, что Иона три дня и три ночи был во чреве кита? Писание об этом умалчивает. Вместе с тем, книга пророка Ионы приоткрывает нам несколько иную картину. Вы задумывались когда-нибудь, почему Иона был во чреве кита именно три дня и три ночи, а не два или четыре (см. Ион. 2:1)? На мой взгляд, это напрямую связано с той миссией, которую поручил Ионе Господь и от которой Иона убегал в Фарсис (Ион. 1:1-3):

«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе. И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы» (Ион. 3:1-3)

Посмотрите, как интересно! Для того, чтобы обойти Ниневию с проповедью Ионе понадобилось три дня (см. Ион. 3:4). Именно поэтому во чреве кита Иона и находился как раз три дня и три ночи. Иона находился во чреве кита ровно столько дней, сколько должен был проповедовать в Ниневии. Таким образом, знамением для ниневитян первично были те три дня, которые Иона проповедовал в их городе. Те же три дня и три ночи, которые Иона провел во чреве кита, были знамением лишь косвенно по причине того, что количеством дней проповеди определялось количество дней наказания.

Некоторых сторонников 72-часовой теории смущает, что служение Христа (и проповедь Ионы) определяются словосочетанием «три дня», а знамение Ионы пророка говорит о трех днях и трех ночах. По этой же причине сторонники данного взгляда отказываются признать классическое понимание Евангелия, согласно которому Иисус умер в шестой день недели под вечер, а воскрес в первый день недели утром. Они указывают, что в Евангелиях говорится о двух разных субботах (еженедельной и годовой). Некоторые и вовсе склонны утверждать, что Христос на самом деле был распят не пятницу, а в среду, а воскрес не в первый день недели, а в субботу. Об этом скажем ниже.

Выше мы убедительно показали, что текст Мф. 12:40 вообще не относится к пребыванию Христа в могиле. По закону Пасхи, агнец для заклания брался в десятый день и закалался в четырнадцатый день (Исх. 12:3-6). Таким образом, «томление агнца» на Пасху продолжалось в течение пяти дней. Согласно моей версии, въезд Иисуса в Иерусалим произошел 9 нисана (первый день недели). Вечером с воскресенья на понедельник (с наступлением 10 нисана) начались пять дней томления Иисуса как Агнца Божьего в Иерусалиме (см. Лк. 12:50). В ночь с четверга на пятницу (с наступлением 14 нисана) Иисус в последний раз праздновал с учениками старую (еврейскую) Пасху (Лк. 22:15). В еженедельную субботу (15 нисана) Иисус покоился во гробе, а воскрес рано утром 16 нисана (в первый день недели).

Я не разделяю традиционное представление о том, что Иисус якобы праздновал Пасху с учениками вечером с 12 на 13 нисана. Я уверен, что это происходило как раз с 13 на 14 нисана. Синоптические Евангелия в один голос твердят, что Иисус собрался с учениками именно в день заклания пасхального агнца, а не на день раньше (см. Мф. 26:17; Мк. 14:12; Лк. 22:7). Что касается свидетельства Иоанна а том, что фарисеи только собирались «есть Пасху» вечером, после казни Иисуса (Ин. 18:28), то это я отношу к опреснокам, а не к агнцу (Исх. 12:11-15).

На мой взгляд, сам факт того, что фарисеи пришли за Иисусом в Гефсиманию глубокой ночью, а не схватили Его раньше, объясняется тем, что перед этим они ели агнца. Для большей наглядности той хронологии, в которой, на мой взгляд, происходили события последних восьми дней земной жизни Христа, предлагаю следующую таблицу.

День недели Воскресенье Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
Время суток Утро-день Вечер-ночь Утро-день Вечер-ночь Утро-день Вечер-ночь Утро-день Вечер-ночь Утро-день Вечер-ночь Утро-день Вечер-ночь Утро-день Вечер-ночь Утро-день Вечер-ночь
Дата 9 ниссана 10 нисана 11 нисана 12 нисана 13 нисана 14 нисана 15 нисана 16 нисана 17 нисана
Событие Въезд Христа в Иерусалим Начало пяти дней томления Агнца Второй день томления Агнца Третий день томления Агнца Четвертый день томления Агнца Тайная вечеря. Арест и суд над Иисусом Распятие Иисуса. Его смерть и погребение Распятие Иисуса. Его смерть и погребение Покупка ароматов после субботы Иисус воскрес. Встреча на пути в Эммаус Явление Иисуса 11-ти ученикам
Ученики готовят горницу

Но я хочу добраться до сути! Сторонники 72-часовой теории утверждают, что евангельское выражение «в третий день воскрес» неточно передает срок пребывания Христа в могиле. Они считают более точным выражение «через три дня воскрес». При этом указывается, что в греческом тексте при в словосочетании «в третий день воскрес» нет греческого предлога τη (в), в то время как в других текстах, говорящих о воскресении Христа есть предлог μετα (через). Правда такова, что в Евангелиях относительно воскресения Христа употребляются три словосочетания:

а) «в третий день (буквально «третьего дня») воскрес»;

б) «через три дня воскрес»;

в) «в три дня воскрес».

Ниже приведем таблицу, в которой сгруппированы все новозаветние тексты, говорящие о воскресении Христа. Классификацию производим в соответствии с греческим текстом.

“в третий день” “через три дня” “в три дня”
[τη] τριτη ημερα μετα τρεισ ημερασ εν τρισιν ημεραισ δια τριων ημερων
Мф. 16:21; Мф. 17:23; Мф. 20:19; Мк. 9:31; Мк. 10:34; Лк. 9:22; Лк. 18:33; Лк. 24:7; Лк. 24:46; Деян. 10:40; 1 Кор. 15:4 Мф. 27:63; Мк. 8:31 Мф. 27:40; Мк. 15:29; Ин. 2:19 Мф. 26:61; Мк. 14:58

Как видим, говорить о некоей принципиальности предлогов для обозначения сроков, прошедших между смертью Христа и Его воскресением, не приходится. Можно отметить лишь то, что для Луки характерно всегда употреблять словосочетание «в третий день». Матфей и Марк вообще употребляют сразу четыре различных словосочетания, из чего можно сделать вывод, что для них выражения «в третий день», «через три дня» и «в три дня» – взаимозаменяемые. Что касается Иоанна и Павла, то каждый из них говорит о воскресении Христа всего однажды, поэтому говорить о некоей тенденции и характерных выражениях сложно.

Вместе с тем евангелист Лука – единственный, кто всегда употребляет выражение «в третий день» – имеет для этого веские основания. Его Евангелие содержит уникальный эпизод, который помогает пролить свет на то, действительно ли между смертью и воскресением Христа прошло 72 часа. Это фрагмент беседы уже воскресшего Иисуса с Клеоппой и его другом, шедшими в Эммаус. Конкретно – слова собеседников Господа:

«Что было с Иисусом Назарянином, Который был пророк, сильный в деле и слове пред Богом и всем народом; как предали Его первосвященники и начальники наши для осуждения на смерть и распяли Его. А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк. 24:19-21)

Достоверно известно, что беседа Христа с учениками, шедшими в Эммаус, происходила в первый день недели (Лк. 24:1, 13). Ученики говорят, что это третий день с момента распятия Христа. Но если между смертью и воскресением Христа в самом деле 72 часа, этот день никак не мог быть третьим. Он должен был быть как минимум четвертым. Иначе 72 часа между смертью и воскресением никак не получается.

Сторонники 72-часовой теории указывают на то, что 72 часа следует считать не от дня смерти Христа, а от следующего дня, когда первосвященники ходили к Пилату за стражей (Мф. 27:62-66). По их мнению, именно это событие Клеоппа с другом называют как отправную точку, момент, когда «это произошло» (Лк. 24:21). Однако эта попытка выйти из затруднения необоснованна.

Во-первых, Клеоппа и его друг ничего не говорят о том, как первосвященники ходили к Пилату за стражей. Последние события, которые они упоминают – это суд над Иисусом и Его распятие (Лк. 24:20). Следовательно, когда они говорят «третий день ныне, как это произошло», то отсчет ведется именно от дня распятия Христа. Попытка взять в качестве точки отсчета следующий день – явно надумана.

Во-вторых, необходимо помнить, что первосвященники просили Пилата поставить стражу возле гроба именно на 72 часа с момента смерти Христа:

«Господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну; Итак прикажи охранять гроб до третьего дня» (Мф. 27:63-64).

В первой части реплики фарисеев (Мф. 27:63), как мы уже знаем, употребляется словосочетание μετα τρεισ ημερασ («через три дня»). А вот во второй части реплики (Мф. 27:64) Матфей использует греческое словосочетание εως της τριτης ημερας, которое можно перевести фразой «пока не закончится третий день». Именно такое понимание слов Матфея дает нам греческий предлог εως, который переводится «доколе», «пока не», «до тех пор, пока», «покуда».

Если Христос в самом деле был распят в среду, а воскрес в субботу, то в воскресенье утром стражи уже не должно было быть у гроба. Однако мы помним, что утром в первый день недели стража все еще у гроба (Мф. 28:4). Вряд ли стражники остались у гроба на четвертые сутки, да еще и в ночь, из особого усердия к исполнению приказа. Тот факт, что в воскресенье утром стражники были у гроба, показывает, что их 72-часовой караул на тот момент еще не закончился. Другими словами, еще не прошло 72 часа с момента смерти Христа. Поэтому стражники все еще выполняли приказ – не допустить, чтобы тело Иисуса исчезло в течение трех первых дней после Его смерти.

И, наконец, никакие выводы о последних днях жизни Христа не могут быть сделаны без изучения Ветхого Завета. Иисус призывал убедиться, что Он – Мессия именно на основании Ветхого Завета (Ин. 5:39, 46-47). Именно на основании Ветхого Завета Господь рассказал все о Себе Клеоппе и его другу (Лк. 24:27). Более того, Иисус указал, что «надлежит исполниться всему, написанному о Мне в законе Моисеевом и в пророках и псалмах» (Лк. 24:44).

Таким образом, в Ветхом Завете содержится множество законов и пророчеств, которые, вплоть до мельчайших деталей, должны были исполниться в земном служении Христа. То есть как раз в течении тех трех лет, на протяжении которых Он был знамением «для рода сего». Есть ли в Ветхом Завете указание на то, что Мессия воскреснет именно в третий день или через три дня? Сторонники 72-часовой теории почему-то любят ссылаться на пророчество, согласно которому Бог «оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицем Его» (Ос. 6:2). Однако такая ссылка вызывает лишь недоумение.

Во-первых, в этом тексте не говорится о 72-часовом периоде. Как раз наоборот, речь идет о том, что Бог «оживит и восставит» раньше – через два дня на третий день. Септуагинта даже употребляет в Ос. 6:2 характерное впоследствии для евангелиста Луки словосочетание τη τριτη (в третий), а не μετα τρεις (через три).

Во-вторых, контекст со всей очевидностью говорит, что «оживлять через два дня» и «восставлять на третий день» – это то действие, которое Бог будет осуществлять по отношению к грешным людям: «В скорби своей они с раннего утра будут искать Меня и говорить: “пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он уязвил – и Он исцелит нас, поразил – и перевяжет наши раны”» (Ос. 6:1). Невозможно себе представить, чтобы воскресение безгрешного Христа пророчески изображалось в таком контексте.

Но где же тогда в Ветхом Завете пророческое указание на то, что Мессия воскреснет именно в третий день? Над этим вопросом я размышлял долгое время, пока не наткнулся на описание закона о мирной жертве:

«Когда будете приносить Господу жертву мирную, то приносите ее, чтобы приобрести себе благоволение: в день жертвоприношения вашего и на другой день должно есть ее, а оставшееся к третьему дню должно сжечь на огне; если же кто станет есть ее на третий день, это гнусно, это не будет благоприятно; кто станет есть ее, тот понесет на себе грех, ибо он осквернил святыню Господню, и истребится душа та из народа своего» (Лев. 19:5-8)

Полагаю, никто не будет спорить с тем, что мирная жертва символизировала наше примирение с Богом через жертву Иисуса Христа (2 Кор. 5:18-21). Поэтому в примирительной жертве Христа закон о мирной жертве нашел свое исполнение, как Сам Господь и говорит об этом в Лк. 24:44. Но почему этот закон категорически запрещал есть мирную жертву на третий день после ее закалания? Не потому ли, что Мессия именно «по Писанию» (т.е. согласно пророчествам Ветхого Завета) должен был воскреснуть именно на третий день, а не на второй или на четвертый (Лк. 24:46; 1 Кор. 15:4).

Возможно, критики скажут, что я допускаю некоторую «натяжку». Но я не знаю во всем Ветхом Завете другого текста, который бы столь очевидно указывал на воскресение Мессии именно в третий день. Судите сами: в день принесения Жертвы (т.е. в нашем случае 14 нисана, в день распятия Христа) мирную жертву было можно «есть», на следующий день (15 нисана) – можно, но на третий день (т.е. 16 нисана, день воскресения Христа) это уже было запрещено. Мясо не портится так быстро. Поэтому я считаю, что запрет есть мясо мирной жертвы на третий день после ее принесения связан именно с пророческим описанием воскресения Христа на третий день.

Считать Христа умершим в день Его распятия и на следующий день было нормально, но считать Его мертвым на третий день было так же «гнусно», как и есть на третий день мясо мирной жертвы. Если принять эту гипотезу, то становится понятным, почему Христос достаточно жестко, не особо стесняясь в выражениях, упрекает Клеоппу и его друга:

«О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и войти в славу Свою?» (Лк. 24:25-26)

Данная реплика Христа была ответом на сетование Клеоппы, что «уже третий день ныне, как это произошло» (Лк. 24:21) и «некоторые женщины из наших… видели и явление Ангелов, которые говорят, что Он жив» (Лк. 24:22-23). Господь не упрекает Клеоппу с другом за то, что они не поверили женщинам. Также Он не упрекает их за неверие Его собственным словам (когда Иисус ходил с учениками Он многократно говорил, что умрет и воскреснет именно в третий день). Христос упрекает Своих учеников за неверие Писанию (т.е. Ветхому Завету). После чего «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лк. 24:27).

Я полагаю, что текст Лев. 19:5-8 непременно должен был быть в числе тех ветхозаветних текстов о Христе, которые Он изъяснял Клеоппе с другом. Господь как бы говорит Своим ученикам: «Вы сетуете, что ныне третий день со дня Моего распятия. Но ведь согласно Писаниям Моисея Я и должен был воскреснуть именно в третий день. Почему же вы не верите тем, кто говорит, что Я воскрес? Ведь сегодня именно тот день, в который Я должен воскреснуть по Писанию! Если вы верите Писанию, у вас нет оснований сомневаться в том, что сегодня Я уже должен быть воскресшим!». Сомнения учеников Господь связывает с их плохим знанием Писания («несмысленные») и нерешительностью («медлительные сердцем»).

Однако у нас осталось еще одно возражение от сторонников 72-часовой теории. Иногда оно употребляется как ветхозаветнее пророчество о дне распятия Христа и сроках Его пребывания в могиле:

«И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:26-27)

Сторонники 72-часовой теории почему-то придают особый смысл выражению «в половине седмины прекратится жертва и приношение». Они считают, что этот текст дает достаточно оснований утверждать, что на самом деле Христос был распят не в шестой день недели (т.е. в современную пятницу), а в четвертый (т.е. в современную среду). Среда действительно является серединой семидневной недели, что видно из самого названия этого дня во многих славянских языках. Основываясь на этом, сторонники 72-часовой теории утверждают, что Христос был распят в среду, а воскрес не в воскресенье утром, а в субботу вечером.

Возможно, кому-то данная версия покажется красивой, но я считаю ее абсолютно необоснованной. Евангелист Марк однозначно говорит о том, что днем воскресения Христа был именно первый день недели (Мк. 16:9). Можно спорить о корректности перевода, переставлять запятую и даже приводить церковнославянскую редакцию текста Мк. 16:9, говорящую о том, что Христос воскрес «заутра в первую субботу». Иногда оппоненты ссылаются также на текст Пс. 131:8. Они считают, что наиболее точным его переводом является «воскресни, Господи, в покой Твой». Однако, исходя из контекста, полагаем, что у Давида шла речь о строительстве храма, как пристанища (т.е. места покоя) для ковчега завета. И вкладывать в этот текст некий дополнительный смысл, на наш взгляд, нет достаточных оснований.

Но вернемся к пророчеству Даниила. На мой взгляд, некорректно на основании Дан. 9:27 утверждать о распятии Христа в середине буквальной недели. Во-первых, под седминами у Даниила, как известно, подразумевались не буквальные семидневные недели, а семилетние периоды времени. Очевидно, что со времени «как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки» (см. Дан. 9:25) прошло не 69 буквальных недель, а 69 семилетних периодов, т.е. 483 года.

Утверждать, что последняя, 70-я, седмина означает буквальную семидневную неделю некорректно хотя бы потому, что в таком случае нельзя сравнивать ее с остальными 69-ю седминами, как нельзя сравнивать яблоки с апельсинами. У Даниила семьдесят седмин представлены как целостный, хотя и разделенный на отрезки (7 + 62 + 1) временной период (см. Дан. 9:24). Исходя из этого можно сделать вывод, что все 70 седмин обозначают семилетние периоды и последняя, 70-я, седмина в этом смысле не отличается от остальных 69-ти.

Строго говоря, из текста Даниила прямо не следует, что Христос будет предан смерти именно в половине последней седмины. Даниил говорит о том, что это произойдет «по истечении шестидесяти двух седмин» (Дан. 9:26). О том, что Христос будет распят в середине последнего, 70-го, семилетнего периода мы узнаем только благодаря Евангелию. Даниил говорит, что Христос Владыка придет строго после окончания 69-ти седмин (Дан. 9:25). Исходя из того, что Христос начал Свое служение с момента Своего крещения в 30-летнем возрасте, мы считаем, что именно в том году, когда Иоанн крестил Иисуса, и закончились 69 седмин Даниила и началась последняя, 70-я, седмина.

Согласно нашей концепции, три с лишним года земного служения Христа – это и есть «три дня и три ночи» пребывания Его «в сердце земли». Поэтому если предположить, что семидесятая седмина началась крещением Христа, а Его служение длилось более трех лет – как раз и получится, что Христос был распят в половине последней седмины. Т.е. примерно через три с половиной года после Своего крещения. При этом весьма интересно, что, в отличие от синодального перевода, другие переводы употребляют вместо выражения «в половине седмины» словосочетание «за полседмины»:

«І Він зміцнить заповіта для багатьох за один тиждень, а за півтижня припинить жертву та жертву хлібну» (Дан. 9:27, перевод И. Огиенко)

«И укрепит он союз с властителями в одно семилетие, но в течение трех с половиной лет отменит он жертвы и приношения» (Дан. 9:27, российскоязычная Тора)

«And he shall make a firm covenant with many for one week; and for half of the week he shall cause the sacrifice and the offering to cease» (Дан. 9:27, JPS Tanakh 1917)

«That ruler will have a firm agreement with many people for seven years, and when half this time is past, he will put an end to sacrifices and offerings» (Дан. 9:27, Good News Translation)
Как видим, в Дан. 9:27 «половина седмины» означает не столько момент отмены жертвы и приношений, сколько период, в течение которого происходила эта отмена. Я из всех евангельских изречений о смерти Христа наиболее приемлю выражение «в три дня воскреснуть». На мой взгляд, оно наиболее точно передает смысл воскресения Христа и показывает, что значение имел не только день воскресения Христа (третий день). Значение имели также и первый день (день распятия Христа), и второй день (следующий за днем распятия).

Подобным образом и в трехлетнем земном служении Христа значение имели не только Его смерть и воскресение, которые произошли в самом конце этого трехлетнего периода. Значение имело также все, что происходило за три года, в течение которых Христос ходил по земле и был для живших тогда людей знамением, подобно тому, как Иона был знамением для ниневитян:

«Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что “ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, – которые приносятся по закону, – Ты не восхотел и не благоизволил”, потом прибавил: “вот, иду исполнить волю Твою, Боже”. Отменяет первое (жертвы – М.Н.), чтобы постановить второе (Свое тело – М.Н.). По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа» (Евр. 10:5-10)

В этом фрагменте послания к евреям мы можем прочитать, как исполнилось то пророчество, о котором говорит Дан. 9:27. Мессия отменил жертвы и приношения, заменив их Своей единократной заместительной Жертвой. Из Евр. 10:5 мы видим, что Христос начал отменять жертву и приношения не на кресте, а уже «входя в мир». Таким образом, отмена жертв и приношений, о которой говорит Дан. 9:27, произошла не в момент распятия Христа. Она происходила в течение всех трех лет, на протяжении которых Господь осуществлял Свое земное служение.

Таким образом, мы считаем, что Ветхий Завет не содержит подтверждений 72-часовой теории, а содержит как раз тексты, намекающие на то, что Христос не должен находиться в могиле 72 часа. Знамение Ионы пророка о пребывании Христа в сердце земли (Мф. 12:40) связано не со временем пребывания Христа в могиле, а со временем Его земного служения. Вот знамение Ионы пророка, выраженное в одном библейском стихе:

«Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14)

Имя «Еммануил» буквально означает «с нами Бог». Поэтому великая тайна благочестия, состоящая в том, что «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16) – это и есть знамение Ионы пророка. «Слово было Бог… И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Рожденный девой Младенец – воплощенный Бог, обитавший с нами и явивший нам Отца (Ин. 1:18) – это и есть знамение Ионы пророка. Другого знамения, кроме этого, нам не дастся.

Максим Нестеренко,
26.09.2020

[1] Cм., например: Паєвський М. Якого дня помер Христос? / Пер. з польськ. – Буштино, 2020. [1] [2] «The Son of Man will be deep in the earth for three days and nights»
[3] «Он также спустился в нижние, земные области»
[4] «Христос также сошел в наш мир»
[5] «Он также спустился в нижние области, а именно на землю»

Максим Нестеренко

Автор та ведучий рубрики
“Драгоценное из ничтожного”,
м. Харків

Залишити відповідь

Ще на сайті

Категорії

Наші соціальні мережі

Теми